ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – 2018

Печать

17 мая 2018 г. в Национальной библиотеке Беларуси состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2018)». Организатором форума выступили Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) и Кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву НЦПИ совместно с Верховным Судом Республики Беларусь, Ми­нистерством юстиции Республики Беларусь, Белорусской республиканской коллегией адвокатов, Белорусской нотариальной палатой, Национальной библиотекой Беларуси, при поддержке ООО «ЮрСпектр», ООО «Агентство Владимира Гревцова», ООО «Профессиональные правовые системы», ОДО «Профигруп».

 Конференция включала пленарное заседание и работу четырех секций:

«Правовая информатизация и электронное государство: современное состояние и перспективы развития»;

«Актуальные вопросы развития информатизации правосудия и исполнения судебных решений»;

«Информатизация адвокатской и нотариальной деятельности: современное состояние и перспективы развития»;

«Актуальные вопросы развития центров доступа к законодательству на современном этапе».

Конференция собрала более 300 участников, включая работников судебных и иных государственных органов и организаций, представителей зарубежных стран (России, Казахстана, Таджикистана, Молдовы, Китая, Узбекистана, Азербайджана) и международных организаций (Совета Европы и Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь). Ключевым участником форума стала Китайская Народная Республика, стоящая в настоящее время в одном ряду с самыми передовыми странами, внед­рившими информационные технологии в сферу правового регулирования.

В центре внимания участников конференции был широкий круг вопросов, касающихся построения цифровой экономики и информационного общества в Республике Беларусь и других странах, внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу государственного управления, в судебную, адвокатскую и нотариальную деятельность, а также вопросы, связанные с построением общего информационно-правового пространства в межгосударственных и региональных образованиях, правовым обеспечением информационной безопасности, автоматизацией нормотворческого процесса, развитием идей электронной демократии, анализом национального и зарубежного опыты в сфере обеспечения доступа граждан и юридических лиц к правовой информации, взаимодействием судов, адвокатуры и нотариата с государственными информационными системами.

На торжественном открытии форума с приветственными словами к его участникам и гостям обратились В.В.Мицкевич, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Е.И.Коваленко, директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь, А.Д.Авдеев, заместитель Министра юстиции Республики Беларусь, А.Н.Рябова, заместитель Министра связи и информатизации Республики Беларусь, Юй Синьхуэй, секретарь партийного комитета КПК Шанхайской академии общественных наук, Г.И.Акимова, Представитель Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Спикеры отметили актуальность проблем, обозначенных в программе конференции, пожелали плодотворной работы и выразили уверенность, что проводимый форум станет площадкой для открытого конструктивного и компетентного диалога по актуальным вопросам формирования электронного государства и развития информатизации правовой сферы.

Пленарное заседание открыл первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь В.Л.Калинкович. В своем докладе «Актуальные вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов» он представил последние достижения в сфере информатизации отечественной судебной системы, включая модернизацию интернет-портала Верховного Суда, представление на едином интернет-ресурсе страниц судов областного суда, функ­ционирование системы электронных сервисов «E-court Электронное судопроизводство по экономическим делам», разработку сервисов «Банк данных судебных постановлений», «Калькулятор госпошлины», «Расписание судебных заседаний», развитие сервиса «Электронное судопроизводство». Было подчеркнуто, что информационные технологии делают правосудие более экономичным, эффективным, доступным и понятным для граждан. В то же время процессуальное законодательство отстает от темпов развития ИКТ и их внедрение в систему судопроизводства связано с определенными рисками. В.Л.Калинкович акцентировал внимание на проблеме защиты персональных данных, а также указал на потребность поиска разумного баланса между защитой персональных данных, развитием информационных технологий и необходимостью выполнения государственных функций.

Доклад директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь В.Д.Ипатова был посвящен проблемам использования и защиты персональных данных, а также перспективам урегулирования правоотношений в данной сфере в Беларуси. Подчеркнуто, что потребность защиты персональных данных от незаконного их использования предопределена быстрым развитием информационных технологий, расширением масштабов сбора и обработки персональных данных различными организациями, включая транснациональные компании. В настоящее время разрабатывается проект Закона Республики Беларусь «О персональных данных», важной новеллой которого призвано стать закрепление возможности получения согласия физических лиц на определенные действия с их персональными данными в электронной форме, в том числе без использования электронной цифровой подписи.

Заместитель председателя Белорусской нотариальной палаты Т.В.Делендик посвятила свое выступление основным этапам информатизации отечественного нотариата, достигнутым результатам и перспективным направлениям развития информационных систем в деятельности нотариусов. Докладчик рассказала о поэтапном внедрении информационных технологий в нотариальную деятельность, создании и эксплуатации автоматизированной информационной системы «Единая информационная система нотариата», новациях Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» [1], обновлении парка компьютерной и оргтехники во всех нотариальных конторах и нотариальных архивах республики, создании сайта Белорусской нотариальной палаты [2] и корпоративной компьютерной сети. Т.В.Делендик констатировала, что Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» [3] создал беспрецедентные условия для развития ИТ-отрасли и серьезные конкурентные преимущества Беларуси в развитии цифровой экономики XXI века. В выступлении отмечено, что ИКТ обеспечивают бесперебойную работу реестров и сервисов, необходимых нотариусам, удобство и оперативность получения нотариальных услуг, а также гарантируют достоверность сведений, содержащихся в нотариальных актах.

Профессор Шанхайской академии общественных наук Пэн Хуэй в своем докладе «Типовые функции больших данных в судебной сфере и развитие искусственного интеллекта: опыт Китая» сфокусировал внимание на использовании передовых информационных технологий в деятельности так называемого «Умного суда». В частности, отмечено, что технологии больших данных и искусственного интеллекта применяются в рамках «Умного суда» для оказания услуг общественности, обеспечения судебного процесса, исполнения судебных решений, а также для управления правосудием. При этом подчеркнуто, что для дальнейшего развития указанных технологий необходимо устранить ряд технических препятствий, например, таких как идентификация дела, определение наказания, недостаточное количество примеров судебной практики для моделирования приговоров.

Генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, доктор юридических наук, профессор В.Н.Лопатин выступил с докладом «Информационная безопасность в электронном государстве». Он дал общую характеристику поэтапного развития научно-правового понимания информационной безопасности, представил основные составляющие электронного государства. По мнению докладчика, лавинообразное внедрение информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности приводит к появлению информационных угроз. В.Н.Лопатин подробно остановился на проблемах обеспечения конкурентоспособности и лидерства ЕАЭС и СНГ на различных уровнях цифровой экономики, включая рынки и отрасли, где осуществляется взаимодействие субъектов, платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики. По словам В.Н.Лопатина, при всем своеобразии национальных моделей информационного общества для всех участников Евразийского экономического союза и СНГ сегодня критически важно создание трансграничного пространства доверия. Докладчик обозначил правовые, организационные и технические меры, направленные на обеспечение информационной безопасности на евразийском и национальном уровнях, представил возможные сценарии развития цифровой экономики стран ЕАЭС и СНГ в увязке с вопросами информационной безопасности и  интеллектуальной собственности.

Адвокат, член Минской городской коллегии адвокатов, член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Совета по развитию цифровой экономики Д.В.Алейников представил участникам доклад на тему: «Смарт-контракт как способ совершения (исполнения) сделок в экономике будущего». Выступающий обратил внимание на тот факт, что с подписанием Президентом Республики Беларусь Декрета от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» [3] Беларусь стала первой в мире страной, легализовавшей на страновом уровне смарт-контракт. В настоящее время, отметил Д.В.Алейников, смарт-контракты востребованы в самых разных областях – в банковской сфере, на фондовом рынке, в страховании, ритейле. Электронная форма обмена информацией становится преобладающим средством коммуникации в бизнес-процессах. Докладчик представил принципы работы и очевидные достоинства смарт-контрактов как алгоритма, позволяющего обмениваться информацией и автоматически, без вмешательства человека, исполнять договорные обязательства. Эти достоинства необходимо использовать в выстраивании концепции цифровой экономики. Также была отмечена перспективность развития смарт-контракта и технологии блокчейн и то, что Республика Беларусь может уверенно претендовать на мировое лидерство по имплемен­тации инновационной технологии смарт-контрактов в национальное законодательство.

Более 180 участников конференции представили свои доклады для участия в секционных заседаниях.

Секция «Правовая информатизация и электронное государство: современное состояние и перспективы развития» была посвящена обсуждению приоритетных направлений пра­вовой политики в области формирования и функционирования электронного государства, рассмотрению вопросов использования потенциала новых информационных технологий в публичном управлении, в нормотворческой деятельности, в работе правоохранительных органов, в образовательном процессе Республики Беларусь и за рубежом.

Секцию открыл директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент Е.И.Коваленко, который констатировал, что информатизация служит хорошим импульсом для совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности, способствует повышению эффективности национального законодательства и призвал участников секционного заседания к активной работе. Затем с докладом выступил директор Центра правовой информации при Министерстве юстиции Республики Молдова К.А.Брагой, который познакомил аудиторию с передовыми разработками Республики Молдова в области информационных технологий, в том числе инициативой «Открытые правительственные данные», проектом «e-Transformation of Gover­nance» «Электронная трансформация Правительства». К.А.Брагой сфокусировал внимание на основных направлениях Национальной стратегии развития информационного общества «Moldova Digital 2020», утвержденной Республикой Молдова. Было уделено внимание интегрированной системе государственных информационных ресурсов Республики Молдова как одному из основных условий построения информационного общества, реальному механизму для консолидации государства, который обеспечивает процесс и качество принятия решений, основы для государственной безопасности и защиты прав человека. Докладчик подробно остановился на создании и внед­рении в Молдове информационной системы e-Законодательство [4], призванной обеспечивать прозрачность правотворческой деятельности, интегрировать систему электронного законодательства с внешними информационными системами государственных органов и учреждений, сокращать время, необходимое для принятия нормативных правовых актов.

Генеральный директор ООО «ЮрСпектр» О.В.Сломенец в своем выступлении провел анализ процессов, происходящих на отечественном рынке правовой информации. Отметив, что государственное регулирование позитивно отражается на состоянии данного рынка, О.В.Сломенец рассказал, что в настоящее время происходит его дифференциация на две большие группы – «обычных пользователей» и «профессионалов». И если обычным пользователям нужен максимально простой интерфейс и написанные на доступном языке аналитические материалы, то профессионалы предпочитают качественно иной инструментарий для работы с правовой информацией. Сегодня пользователи правовых систем и сервисов ожидают от их поставщиков не просто предоставления доступа к правовой инфор­мации и поискового механизма, но и услуг по персонализированному поиску информации и даже консультаций по конкретной проблеме. При этом главным фактором, влияющим на рынок правовой информации, являются технологии, подталкивающие производителей к созданию нового поколения правовых систем. В связи с переходом источников информации в так называемые облачные хранилища данных в ближайшем будущем ожидается значительный рост спроса пользователей на доступ к правовой информации, что связано с необходимостью масштабного инвестирования в интернет-версии правовых систем.

Заместитель директора по вопросам профессиональных изданий в ООО «Агентство Владимира Гревцова» Е.Д.Короденко в своем выступлении отметила, что современный информационный рынок перенасыщен предложениями, с каждым днем повышаются требования потребителей к источникам информации. Вопросы использования информационных технологий в правовом образовании стали предметом выступления С.Дикмана, специалиста Отдела поддержки соблюдения прав человека на национальном уровне Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы.

Доклад главного специалиста отдела криминологического мониторинга законодательства и совершенствования правоприменительной практики ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Н.А.Полящук о способах использования современных ИКТ в механизме правового мониторинга вызвал живую дискуссию среди участников конференции. В ходе выступления Н.А.Полящук рассказала об успехах в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов. В Республике Беларусь последовательно реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие ИКТ и создание ­соответствующей инфраструктуры. Доказательством тому служит Стратегия развития ин­форматизации в Республике Беларусь на 2016–2022 годы, одобренная Президиумом ­Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. № 26) и Государственная программа развития цифровой эко­номики и информационного общества на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235, в раках которых заложены основы развития информатизации в Республике Беларусь. В заключении доклада были подняты вопросы, связанные с определением порядка создания и ведения единой государственной системы, предусматривающей интеграцию всех государственных информационных систем, в которых содержится правовая информация.

Доцент кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского го­сударственного университета, кандидат юридических наук, доцент М.С.Абламейко посвятила свое выступление экскурсу в историю развития информационного общества в Республике Беларусь. От момента принятия первой программы информатизации 1991–1995 гг. и до принятия Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 гг. наше государство прошло значительную эволюцию, в ходе которой осуществлялось правовое регулирование информационной среды, разрабатывались новые алгоритмы и решения правовых задач посредством ИКТ. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь № 8 от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики» [3] знаменует собой переход к построению ИТ-страны. В настоящее время внедрено электронное официальное опубликование нормативных правовых актов, созданы интернет-сервисы, обеспечивающие публичное обсуждение правовых актов. В завершение был поставлен вопрос о необходимости разработки и принятия Информационного кодекса, регулирующего все стороны информационных правоотношений и определяющего правовой статус их участников.

Работа секции завершилась обсуждением одного из самых животрепещущих вопросов, касающегося публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов. Слово было предоставлено доценту кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидату юридических наук Т.М.Киселевой. В ходе выступления она проанализировала теоретические основы применения инструментов электронного правительства в нормотворческой деятельности в контексте привлечения к ней граждан. В докладе было акцентировано внимание на целях создания электронного правительства, в число которых входит обеспечение эффективного выполнения функций государства посредством совершенство­вания взаимодействия государственных органов между собой и с населением. Публичному обсуждению проектов актов с использованием сети Интернет отводится особое место в развитии электронного правительства. Данный институт обладает большим потенциалом, поскольку граждане получают реальный доступ к решению государственных вопросов, что повышает доверие к государству с их стороны. Обсуждение проектов актов возможно в сети Интернет на Правовом форуме Беларуси, созданным Национальным центром правовой информации для предоставления возможности физическим лицам интерактивного общения между собой по правовым вопросам [5] и на официальных сайтах отдельных министерств, в частности, Министерства экономики, Министерства связи и информации, Министерства по налогам и сборам. Т.М.Киселева обратила внимание на то, что Правовой форум не является специализированной платформой для обсуждения проектов актов, а также выделила ряд проблем, связанных с практическим использованием данного института и повыше­нием его эффективности, включая проблемы цифрового неравенства, обратной связи граж­дан и государства. Данная тема вызвала неподдельный интерес и в последующей дискуссии были подняты вопросы о роли и месте ­публичного обсуждения проектов актов в нормотворческом процессе.

Участники секции «Актуальные вопросы развития информатизации правосудия и исполнения судебных решений» обсудили ключевые проблемы и перспективы внедрения ИКТ в судебной деятельности, в судах общей юрисдикции, вопросы информатизации экономического правосудия и исполнительного производства. С докладами по тематике секции выступили М.П.Лаптенок, судья экономического суда Могилевской области; В.В.Савчук, председатель суда Пружанского района. Предметно осветили преимущества и возможности автоматизированной информационной системы судов А.И.Гущин, председатель суда Коб­ринского района; М.Н.Лешкевич, судья суда Фрунзенского района г. Минска; О.И.Лапеко, судья Минского областного суда.

Д.В.Язвинский, заместитель председателя экономического суда г. Минска, остановился на актуальных вопросах развития информатизации экономического правосудия. Он обратил внимание на актуальную для судов общей юрисдикции проблему рассмотрения дел с участием иностранных лиц, связанную с международными перевозками грузов, и предложил ее решение посредством направления судебных поручений и иных документов в компетентные суды электронной почтой. Также были обозначены конкретные меры по внедрению электронного документооборота, направленные на оперативное исполнение судебных поручений, скорейшее разрешение экономических споров, повышение престижа и авторитета судебной власти.

О деятельности Совета Европы в сфере внедрения информационных технологий в судах и органах предоставления правовой помощи рассказала О.Сытник, эксперт Департамента правосудия и сотрудничества по правовым вопросам Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы. В докладе заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации В.В.Агеева было рассмотрено актуальное состояние и перспективы информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. О современных тенденциях в области цифрового правосудия Великобритании, Канады, ОАЭ и России сообщил Д.Г.Коровяковский, доцент Российского университета транспорта, кандидат юридических наук.

Cудья Витебского областного суда Н.В.Лях подчеркнул в своем выступлении, что правовое регулирование информационных отношений существенно влияет на эффективность деятельности судов, обеспечивает доступность, оперативность и открытость правосудия. В докладе на тему «Арбитражные оговорки в смарт-контрактах» доцент кафедры международного частного и европейского права Белорусского государственного университета А.С.Данилевич рассказал о праве резидентов парка высоких технологий осуществлять совершение и исполнение сделок посредством смарт-контракта.

Лейтмотивом многих выступлений были нововведения, предложенные Декретом Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики», касающиеся развития Парка высоких технологий, развития инновационной сферы, построения современной цифровой экономики в Республике Беларусь.

В докладе начальника главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь – Главного судебного исполнителя Республики Беларусь Д.В.Коваленко в качестве основной прозвучала мысль о том, что автоматизация процессов обработки, хранения и поиска личных данных, внедрение персональных идентификаторов, налаживание взаимосвязи между различными информационными ресурсами позволяют за короткий промежуток времени в рамках исполнительного производства собрать необходимую информацию. Председатель суда Кореличского района В.А.Сенько в своем выступ­лении охарактеризовал уровень технической оснащенности судебной системы Республики Беларусь, подготовленность кадров к использованию компьютерных технологий, затронул вопросы законодательного регулирования криптографической защиты информации и представил свое видение способов повышения эффективности исполнительного производства в аспекте информатизации. Перспективы информатизации следственной и судебной деятельности в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта были рассмотрены И.И.Лапцевичем, начальником отдела исследований в области правоохранительной деятельности и осуществления правосудия Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидатом юридических наук.

В ходе работы секции «Информатизация адвокатской и нотариальной деятельности: современное состояние и перспективы развития» были представлены презентации участников и обсужден целый ряд вопросов о новом формате взаимодействия государственных органов и организаций, судебных, правоохранительных органов и адвокатуры в свете информационных технологий, об использовании ИКТ в работе нотариата и адвокатской деятельности. На данной площадке были заслушаны выступления адвокатов Э.В.Власова и Ю.Ю.Князь, представителей Минской городской коллегии адвокатов; О.С.Бочаровой, ведущего специалиста-эксперта ООО «Регула», кандидата юридических наук и И.И.Шумского, директора ООО «Регула», кандидата технических наук. Докладчик К.С.Лаптев (глава сектора коммуникаций, медиа и технологий Sorainen в Беларуси) рассказал о перспективах разрешения споров в сфере ИТ. Д.Шафранович, начальник отдела ИТ Белорусской нотариальной палаты, представил презентацию на тему «Информатизация нотариальной деятельности: автоматизированная информационная система «Единая информационная система нотариата». А.К.Самед-заде, начальник управления информационно-коммуникационных технологий Министерства Юстиции Азербайджанской Республики, советник юстиции, рассказал об электронных ресурсах, используемых органами юстиции, включая Государственный реестр населения, Систему исполнения судебных решений, Реестр утративших силу документов, Персональное электронное окно НПО. Было, в частности, подчеркнуто, что последовательное развитие информационного ресурса «Электронный нотариат» и его интеграция с другими электронными базами данных открыло перед нотариусами новые горизонты, связанные с осуществлениями новых видов нотариальных действий. Р.С.Якута, адвокат адвокатского бюро «Принцепсконсалт» Минской городской коллегии адвокатов, осветил основные нововведения программы социально-экономического развития в Республики Беларусь на 2016–2020 годы в части использования информационных ресурсов, среди которых: информационная наполненность веб-порталов районных судов Республики Беларусь, приме­нение QR-кодов при осуществлении ряда процессуальных действий.

Секция «Актуальные вопросы развития центров доступа к законодательству на современном этапе» собрала представителей вузов центральных областных и районных библиотек. На ней обсуждались вопросы деятельности публичных центров правовой информации и центров эталонной правовой информации, отдельные аспекты формирования правосознания и развития правовой культуры граждан в системе социального партнерства, обсуждена практика работы по информаци­онно-правовому обеспечению населения.

Работа секции началась с доклада В.А.Шаршуна, заместителя директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь, кандидата юридических наук. Он подробно остановился на аспектах деятельности НЦПИ, связанных с комплексным и систематическим обеспечением потребностей государственных органов, организаций, иных юридических и физических лиц в полной, достоверной и актуальной правовой информации на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. Было отмечено, что далеко не все страны могут продемонстрировать наличие действенного механизма доведения правовой информации до граждан, их вовлечения в общественно-правовые процессы, в том числе в публичное обсуждение проектов правовых актов, избирательные кампании. И деятельность центров публичной информации, направленная на формирование правосознания и правовой культуры граждан, развитие их активной граж­данской позиции, уникальна по характеру и содержанию. В.А.Шаршун привел количественные и качественные данные о деятельности публичных библиотек и региональных центров правовой информации, результаты проведенных Национальным центром правовой информации мониторингов в соответст­вующей сфере. Было акцентировано внимание на оптимизации политики информирования граждан о деятельности центров правовой информации и их популяризации, в том числе активном использовании возможностей интернет-ресурсов, региональных СМИ, телевидения. В завершение было отмечено, что в настоящее время основным вектором развития ПЦПИ является переход от увеличения их количества в целом по республике и регионам к качественному совершенствованию форм и методов оказания информационных услуг, активизация работы по проведению мероприятий для граждан с привлечением представителей адвокатуры, нотариата, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций.

В выступлении Л.А.Маршавы, члена Совета Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», был дан краткий анализ перспектив развития Общероссийской сети Публичных центров правовой информации с учетом опыта регионального взаимодействия Ассоциации юристов России и ПЦПИ при Челябинской областной научной библиотеке.

На секционном заседании были заслушаны доклады представителей Национальной биб­лиотеки Беларуси. М.В.Знак, заведующая отделом обслуживания официальными документами Национальной библиотеки Беларуси, выступила с докладом о деятельности Национальной библиотеки Беларуси по обеспечению доступа пользователей к правовым информационным ресурсам, а также развитии виртуального обслуживания удаленных пользователей посредством онлайн-службы «Виртуальный центр правовой информации» и социальной сети «ВКонтакте». И.М.Кукета, главный библиотекарь научно-исследовательского отдела библиотековедения Национальной библиотеки Беларуси, магистр педагогических наук, отметила в своем выступлении роль Национальной библиотеки Беларуси как республиканского координационного и методического центра по вопросу создания и функционирования публичных центров правовой информации, действующих на базе библиотек системы Министерства культуры Республики Беларусь. Также был дан краткий анализ отдельных статистических показателей работы правовых центров за последние несколько лет.

Современное состояние и перспективы использования ИКТ в деятельности публичных центров правовой информации были представлены в выступлениях Л.В.Луцкевич, ведущего библиотекаря ГУ «Витебская областная библиотека имени В.И.Ленина»; М.А.Но­виковой, заведующей информационно-библиографическим отделом государственного учреждения «Централизованная система государственных публичных библиотек г. Минска»; Л.М.Царик, заведующей отделом обслуживания и информации Столинской цент­ральной районной библиотеки; И.О.Щербы, заведующей информационно-библиографическим отделом Гомельской областной универсальной библиотеки им. В.И.Ленина; О.Т.Тарашкевич, заместителя директора ГУК «Ошмянская районная библиотека».

Подводя итоги, участники и организаторы VI Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2018)» выразили общее мнение о том, что данный научный форум проведен на высоком организационном и содержательном уровне, который позволил обменяться ценным опытом, обсудить конкретные предложения по дальнейшему развитию электронного государства, информатизации правовой сферы, в том числе обеспечения доступа к правовой информации, информационной прозрачности правосудия, предоставления юридической помощи и нотариальных услуг в условиях развития информационного общества.

По результатам работы форума был подготовлен Итоговый документ.