Информационное право №3 - 2021

Печать
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО
Мартынов А.В., Бундин М.В. О правовом регулировании оценки качества цифровых технологий в публичном управлении
 
Аннотация. В настоящее время цифровизация часто воспринимается как безусловное благо, вклю­чая использование информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Но это никак не исключает необходимость обеспечения качества таких услуг, в том числе правовыми средствами. Авторы анализируют существующие представления о качестве как необходимом требовании к информационным технологиям и системам, используемым органами публичной власти для предоставле­ния услуг граждан и бизнесу. Основными методами исследования являются общенаучные методы - диа­лектический, системного анализа и синтеза, а также частно научные методы - формально-юридический, юридического толкования, сравнительно-правовой.
Авторы делают выводы о недостаточности нормативного закрепления требований о качестве информа­ционных технологий и систем, используемых в публичном управлении для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также формулируют предложения по совершенствованию существующего право­вого регулирования. Как минимум, требуют отражения ключевые параметры информационных технологий, необходимость многосубъектности в оценке и нормативное закрепление методик оценки.
Дискуссия. В научной среде и на практике складывается впечатление о том, что информационные технологии, используемые в публичном управлении, являются безусловно позитивным шагом и способны повысить эффективность предоставляемых государственных и муниципальных услуг путем обеспечения качества как самих услуг; так и информационных технологий и систем, которые используются для этого. Последнее требует дальнейшего осмысления и анализа проблемы нормативного закрепления требований к информационным технологиям, используемым в публичном управлении.
Ключевые слова: цифровые технологии, публичное управление, качество, государственные и муни­ципальные услуги, электронное правительство, право, правовое регулирование.
AЬstract. Currently, digitalization is often perceived as an unconditional benefit, including in relation to the use of information technologies in the provision of state and municipal services. Nevertheless, this does not exclude the need to ensure the quality of the services provided, including Ьу legal means. The article analyzes the existing ideas about quality as а necessary requirement for information technologies and systems used Ьу puЫic authorities to provide services to citizens and businesses. The main research methods are general scientific methods-dialectical, system analysis and synthesis, as well as private scientific methods - formal legal, legal interpretation, comparative legal.
The authors draw conclusions about the insufficiency of regulatory consolidation of requirements for the quality of information technologies and systems used in puЫic administration for the provision of state and municipal services, and also formulate proposals for improving the existing legal regulation. At а minimum, the key parameters of information technologies, the needfor multi-subjectivity in assessment and the normative consolidation of assessment methods require further reflection.
Discussion. ln the scientific community and in practice, there is an impression that information technologies used in puЫic administration are certainly а positive step that сап improve the efficiency of state and municipal services provided. However, such use should Ье balanced and justified, including being really aimed at meeting the needs of citizens and businesses, namely Ьу ensuring the quality of both the services themselves and the information technologies and systems that are used for. The latter requires further understanding and analysis of the issue of normative consolidation of requirements for information technologies used in puЫic administration."'
Keywords: digital technologies, puЫic administration, quality of state and municipal services, e-government, law, legal regulation.
 
 
Ковалева Н.Н., Чайковский Д.С., Изотова В.Ф. Роль стандартов в правовом регулировании «умных  городов» 
 
Аннотация. Описание проблемы: использование технологий «умного города» позволяет раз­вивать городскую инфраструктуру, оптимизировать потребляемые ресурсы, повышать качество услуг. Однако различные коммерческие решения для «умных городов» зачастую несовместимы между собой, что мешает объединить все подсистемы воедино. Еще одно препятствие на пути внедрения техноло­гий «умного города» - финансовые трудности, поскольку разработка сервисов может повлечь за со­ бой значительные расходы для городов, поставщиков услуг и разработчиков информационных техно­логий. Иными словами, внедрение технологий «умных городов» сопровождается технологическими и финансовыми трудностями, которые, на взгляд авторов, связаны также с отсутствием необходимого правового регулирования данного процесса, включая регуляторы «мягкого права» в виде стандартов. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе анализа опыта внедре­ния систем «умного города» в различных странах мира и существующих международных стандартов. Использовался метод сравнительного анализа различных подходов при внедрении технологий «умного города». Результаты. Рассмотрены стандарты для «умных городов» и примеры их реализации в различ­ных странах мира; проведено исследование проблем, возникающих при внедрении технологий «умных городов»; разработаны методические рекомендации по организации правового регулирования про­ цесса внедрения технологий «умных городов». Решение вопроса построения современных городских инфраструктур с использованием современных информационных технологий должно прорабатываться и систематизироваться в соответствии с положениями стандартов в этой области. Кроме того, анали­зируя результаты исследования в области построения «умных городов», можно прийти к однозначному выводу о необходимости разработки и использования международных нормативных правовых актов, которые бы позволили унифицировать многообразие информационных систем и технологий, исполь­зуемых в настоящее время.
Ключевые слова: информационные технологии, «умный город», искусственный интеллект, опыт внедрения технологий «умных городов», правовое регулирование, стандарты, технический комитет по стандартизации.
 
Abstract. Purpose: the use of «smart city» techпologies allows us to develop urbaп iпfrastructure, optimize the resources consumed, and improve the quality of services. However, various commercial solutions for «smart cities» are often incompatiЫe with each other, which makes it difficult to comЬine all the subsystems together. Another obstacle to the introduction of «smart city» technologies is financial difficulties, as the development of services сап entail significant costs for cities, service providers and information technology developers. ln other words, the introduction of «smart cities» is accompanied Ьу technological and financial difficulties, which, in our opinion, are primarily due to the lack of legal regulation of this process. Methods. The study was conducted оп the basis of the analysis of the experience of implementing «smart city» systems in various countries of the world and existing interпational standards. The method of comparative analysis of different approaches to the implementation of «smart city» technologies was used. Results. The standards of «smart cities» and examples of the implementation of «smart cities» invarious countries of the world are considered, the proЫems that arise during the implementation of «smart city» technologies are studied, methodological recommendations for the organization of legal regulation of the process of implementing «smart city» technologies are developed. The solution of the issue of building modern urban infrastructures, using modern information technologies, should Ье worked out and systematized in accordance with the provisions of the current standards in this area. ln addition, analyzing the results of research in the field of building «smart cities», it is possiЫe to come to an unamЬiguous conclusion about the need to develop and use in the global community regulatory and legal acts that would allow to unify the diversity of information systems and technologies that are currently present.**
Keywords: information technologies, «smart city», artificial intelligence, experience in implementing «smart city» technologies, legal regulation, standards, technical committee for standardization.
 
 
Химченко  А.И. Нейтральность  цифровых платформ как составляющая информационного суверенитета
 
Аннотация. Цель. Статья посвящена исследованию функционирования цифровых платформ в кон­ тексте проблематики их нейтральности как составляющей информационного суверенитета. Автором использовались методы: построение гипотез, идеализация, правовое моделирование, сравнительный правовой метод. Результаты. В условиях глобализации и цифровой трансформации происходит видо­изменение форм и механизмов реализации социально-экономических отношений, формирование новых инструментов взаимодействия. Цифровые платформы, ввиду множественности точек взаимодействия участников экономических правоотношений, стремительности происходящих изменений и технологи­ческих особенностей функционирования, требуют соответствующей скорости регуляторной реакции. В статье обосновывается гипотеза, что цифровой суверенитет проявляется не только в публичных от­ ношениях, но и применительно к каждому индивиду и цифровому продукту. К условиям реализации циф­рового суверенитета следует отнести соблюдение нейтральности цифровых платформ, в зависимости от функциональных характеристик которых нейтральность может достигаться различными способами. Ключевые слова: цифровая платформа, нейтральность, пользовательское соглашение, правовое обеспечение, цифровое пространство,  цифровая экономика, информационный суверенитет, цифровая
трансформация.
 
Abstract. Purpose. The study focuses on the issues of the neutrality of digital platforms as а component of information sovereignty. The author used the following methods: hypothesis building, idealization, legal modeling, and comparative legal method. Results. With the expansion of globalization and digital transformation, the forms and mechanisms of implementing socio-economic relations are changing , and new tools of interaction are being formed. Because of the multiplicity of points of interaction between participants in economic legal relations, the rapidity of the changes taking place and the technological features of their functioning, digital platforms require an appropriate speed of regulatory response. The article substantiates the hypothesis that digital sovereignty is manifested not only in the puЫic sense, but also in relation to each individual and digital product. The conditions for the implementation of digital sovereignty should also include the observance of the neutrality of digital platforms, depending оп the functional characteristics of which neutrality сап Ье achieved in various ways.••
Keywords: digital platforms, neutrality, user agreement, legal support, digital space, digital economy, information sovereignty, digital transformation.
 
 
Золоева 3.Т. Проблемы правового обеспечения развития цифровизации в субъектах Российской Федерации
 
Аннотация. Реализуемая в настоящее время государственная политика в сфере развития цифровизации зачастую сталкивается со сложностями, в том числе и правового характера, связанными с регулировани­ем цифровизации на уровне субъектов Российской Федерации. Методы исследования. Исследование основано на применении принципов диалектики, формально-юридического и сравнительного правового анализа. Результаты. Автор провел анализ правовых основ развития цифровизации в субъектах Российской Федерации, в том числе при реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также региональных программ цифровизации.  Выявлены  различные уровни и подходы к процессу правового обеспечения развития цифровизации на региональном уровне. Некоторые субъекты Российской Федерации обозначили вопросы развития цифровой экономики в региональных стратегиях социально-экономического развития; другие приступили к реализации концепций развития цифровых технологий; третьи приступили к реализации отраслевых стратегий развития цифровых технологий. Кроме того, некоторые регионы приняли законодательные акты в исследуемой сфере. В свете конституционных поправок, принятых в 2020 году, детального научного осмысления требуют вопросы полномочий субъектов Российской Федерации в сфере развития информационно-коммуникационных технологий и цифровизации. Ключевые слова: цифровизация, субъект Российской Федерации, цифровая трансформация, циф­ровая экономика, стратегия, программа, правовое регулирование, региональное законодательство,   ин­
формационное право.
 
Abstract. The state policy currently being implemented in the field of digitalization development often faces difficulties, including those of а legal nature, related to the regulation of digitalization at the level of the constituent entities of the Russian Federation. Research methods. The research is based оп the application of the principles of dialectics, formal-legal and comparative legal analysis. Results. The author made an attempt to analyze the legal basis for the development of digitalization in the subjects of the Russian Federation. Currently, the state's policy in the field of digitalization development isassociated with theimplementation of а number of state programs, among which the «Digital Economy of the Russian Federation» program is of particular importance, aswell as regional digitalization programs. The subjects of the Russian Federation approached the process of legal support for the development of digitalization in а differentiated way. Some subjects of the Russian Federation have identified issues of digital economy development in regional strategies of socio-economic development; others have started implementing digital technology development concepts; others have started implementing industry-specific digital technology development strategies. ln addition, some regions have adopted legislative acts in theагеа under study. ln the light of the constitutional amendments adopted in 2020, the issues of the powers of the subjects of the Russian Federation in the field of ICT development and digitalization require а detailed scientific understanding.••
Keywords: digitalization, subject of the Russian Federation, digital transformation, digital economy, strategy, program, legal regulation, regional legislation legal regulation, information law
 
 
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пищик В.Я., Алексеев П.В. Перспективы обеспечения кибербезопасности в ЕАЭС с учетом международного опыта
 
Аннотация. Цель. Исследование посвящено разработке предложений по нормативному правовому обеспечению кибербезопасности государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с учетом международного опыта. Методология исследования включает системный подход, анализ, синтез. Результаты. В статье показано, что основными видами глобальной киберпреступности в настоящее время являются кибератаки на промышленные и инфраструктурные объекты стран мира, а также кибертерроризм. Обоснована актуальность задачи активизации регионального сотрудничества государств - членов ЕАЭС в области обеспечения региональной кибербезопасности, определены под­ ходы к решению этой задачи с учетом международного опыта. Показана необходимость разработки универсального международного кодекса поведения в киберсфере, принятие которого окажет содей­ ствие устойчивому социально-экономическому и научно-техническому развитию мирового сообщества на глобальном уровне. Дискуссия. В связи с усилением угрозы киберпреступности для экономических субъектов стран ЕАЭС и мирового сообщества в целом проблемы кибербезопасности требуют даль­ нейшего исследования в целях создания системы мер противодействия современным киберугрозам. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, информационно-коммуникационные техно­ логии, кибербезопасность, киберпреступность, кибертерроризм, международная  информационная
безопасность.
 
Abstract. Purpose. The study is devoted to the development of proposals for the regulatory legal support of cybersecurity of the member states of the Eurasian Economic Union (hereinafter - EAEU), taking into account international experience. The research methodology includes the systematic approach, analysis, synthesis. Results. The article indicates that the main types of global cybercrime are currently cyberattacks оп industrial and infrastructure facilities of the countries of the world, as well as cyberterrorism. The article substantiates the urgency of the task of enhancing regional cooperation of the EAEU member states in the field of ensuring regional cybersecurity, identifies approaches to solving this task, taking into account international experience. lt also indicates the need to develop а universal international code of conduct in the cybersphere, whose adoption contribute to the sustainaЫe socio-economic and scientific and technological development of the world community at the global level. Discussion. The article indicates that due to the growing threat of cybercrime for the economic entities of the EAEU countries and the world community as а whole, cybersecurity proЫems require further research in order to create а system of measures to counter modern cyber threats·.··
Keywords: Eurasian Economic Union, information and communication technology, cybersecurity, cybercrime, cyberterrorism, international information security.
 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Жарова А.К. Концепция проектируемой конфиденциальности для обеспечения безопасности персональных данных
 
Аннотация. В статье анализируются концепция проектируемой конфиденциальности, нормативные и  организационные требования,  обеспечивающие конфиденциальность в информационных  системах  и службах. Проводится параллель между триадой, составляющей содержание проектируемой конфиденциальности, и положениями российского законодательства в целях создания условий прогнозирования, управления и предотвращения проблем, связанных с конфиденциальностью, уже на стадии разработки информационных технологий. Автором использовались методы: анализа и синтеза, диалектического развития,  системного  анализа,  сравнительно-правовой  и другие.
Результат. В статье сделан вывод, что безопасность российских пользователей информационных технологий должна обеспечиваться совместно правовым и техническим регулированием. Российская правовая система обеспечения конфиденциальности персональных данных соответствует триаде про­ектируемой конфиденциальности, но без работоспособной системы сертификации правовые требова­ния не принесут необходимого результата. Для повышения эффективности правового регулирования необходимо включить в национальную систему сертификации информационных технологий стандарты продуктов или услуг в области кибербезопасности, в том числе безопасности аппаратного и программ­ного обеспечения. Правовые нормы должны определять требования обеспечения конфиденциальности к разрабатываемым архитектуре информационной системы и аппаратно-программным решениям.
Ключевые слова: концепция, проектируемая конфиденциальность, информационные технологии, информационная безопасность, персональные данные, правовое регулирование, техническое регули­рование,   стандартизация, сертификация.
 
Abstract. The article analyzes the concept of projected confidentiality, regulatory and organizational requirements that ensure confidentiality in information systems and services. А parallel is drawn between the triad that makes up the content of the projected confidentiality and the provisions of Russian legislation in order to create conditions for forecasting, managing and preventing proЫems related to confidentiality already at the stage of information technology development. The author used the following methods: analysis and synthesis, the method of dialectical development, system analysis, comparative legal research method and others.
Result. The article concludes that the security of Russian users of information technology should Ье ensured jointly Ьу legal and technical regulation. The Russian legal system for ensuring the confidentiality of personal data corresponds to the triad of projected confidentiality, but without а workaЫe certification system, legal requirements will not bring the desired result. То improve the effectiveness of legal regulation, it is necessary to include standards for products or services in the field of cybersecurity, including hardware and software security, in the national information technology certification system. Legal regulations must determine the requirements for ensuring confidentialityfor the developed architecture of the information system and hardware and software solutions.***
Keywords: concept, projected confidentiality, information technologies, information security, personal data, legal regulation, technical regulation, standardization, certification.
 
 
Кунец А.Г. Правовая охрана изображения гражданина: международный опыт и национальные перспективы в Республике Беларусь
 
Аннотация. Целью данной статьи является обоснование потребности нормативного закрепления в Республике Беларусь механизмов защиты права граждан на изображение как элемента права на непри­косновенность  личной жизни в условиях совершенствующихся способов распространения информации в цифровом пространстве. Для исследования применялись методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения, а также системный подход. Результаты. На основе сравнительного-правового анализа норм отраслевого законодательства Республики Беларусь, национальной и зарубежной правопри­менительной и судебной практики аргументируется потребность в нормативном закреплении охраны изображения гражданина в ГК Республики Беларусь, что, в свою очередь, позволит обеспечить юри­дические гарантии защиты и восстановления нарушенного права гражданина на изображения и права на личную жизнь, в случае посягательства.
Ключевые слова: информационное право, конституционное право, информационные технологии, информационная безопасность, право на изображение, неприкосновенность личной жизни, правовая охрана, персональные данные, правовая  защита.
 
Abstract. Purpose. The aim of the article is to substantiate the need of normative consolidation of mechanisms for protecting the citizen's image right in Belarus as an element of the right to privacy in the conditions of digitalization of society. Methodology: the methodological basis of the research is methods of analysis and synthesis, comparative law and а system approach. Results. ln this article, the author the author justifies the need of the citizen's image right protection in the Civil Code of the RepuЫic of Belarus оп the basis of а comparative legal analysis of the norms of sectorial legislation of the RepuЫic of Belarus, national and foreign law, judicial practice, that сап provide legal guarantees of restoration of the violated image right as well as the right to privacy.**
Keywords: information law, constitutional law, information technologies, information security, the right to image, privacy, legal protection, personal data, legal protection .
 
 
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ  КОРРУПЦИИ
Журков А.А. Информационно-правовые средства противодействия коррупции  в Российской Федерации в условиях построения цифровой экономики
 
Аннотация. Статья посвящена анализу современных информационно-правовых средств противо­действия коррупционным преступлениям на территории Российской Федерации в условиях реализации национального проекта «Цифровая экономика». В статье под информационно-правовыми средства­ ми автор понимает комплекс правовых инструментов, регулирующих сферу цифровых технологий и позволяющих решать стратегические цели и задачи государственной антикоррупционной политики. Цифровизация способна существенно повысить открытость органов публичной власти, выявить коррупциогенные связи, схемы и отношения, связанные с конфликтом интересов, а также оптимизировать с точки зрения временных и финансовых затрат антикоррупционную деятельность правоохранительных органов и ограничить технические возможности коррупционеров. В то же время цифровизация способна породить новые виды коррупционных преступлений. Эта проблема приобретает особую важность в пери­ од глобализации. Методология. Исследование основано на использовании совокупности общенаучных методов, метода системного анализа и функционального подхода, формально-юридического анализа. Ключевые слова: информационное общество, цифровое государство, цифровая экономика, циф­ровизация, искусственный интеллект, коррупция, законность, единая система идентификации и аутен­тификации, электронный паспорт.
 
Abstract. The article is devoted to the aпalysis of moderп iпformatioп апd legal meaпs of couпteriпg corruption crimes on the territory of the Russian Federation in the context of the implementation of the national project «Digital Есопоmу». ln the article, the author understands information and legal means as а set of legal instruments that regulate the sphere of digital technologies and allow solving strategic goals and objectives of the state anti-corruption policy. Digitalization can significantly increase the openness of puЫic authorities, identify corruption-related links, schemes and relationships related to conflicts of interest, as well as optimize the anti-corruption activities of law enforcement agencies in terms of time and financial costs and limit the techпical capabilities of corrupt officials. At the same time, digitalizatioп can give rise to пеw types of corruptioп crimes, which is of particular importance in the period of globalization. Methodology. The research is based on the use of а set of general scieпtific methods, the method of system analysis and fuпctional approach, formal legal analysis.••
Keywords: iпformation society, informatioп state, digital есопоmу, digitalizatioп , artificial intelligence, corruption, the rule of law, unified identification and authentication system, Ьiometric passport.
 
 
В УЧЕНОМ СОВЕТЕ РНИИИС
РНИИИС-15 лет.  Степашин С.В. О миссии и достижениях РНИИИС за 15 лет.
 
Аннотация. В статье, подготовленной автором на основе своего приветственного слова перед участниками юбилейного расширенного совместного заседания Наблюдательного совета и Ученого совета РНИИИС, посвященного 15-летней деятельности РНИИИС, рассматриваются вопросы зна­чения и результативности деятельности РНИИИС для формирования и развития рынка интеллекту­альной собственности в России, ЕАЭС и СНГ в интересах евразийской интеграции и обеспечения ее конкурентоспособности.
На основе сравнительного анализа, в условиях новых вызовов, автор делает вывод, что в рамках реализации заявленной миссии и стратегии развития Института выводы и рекомендации ученых РНИИИС находят отражение в межгосударственных и национальных правительственных решениях, а также получают поддержку на международном уровне, в том числе в ООН.
Ключевые слова: государственная политика, инновационное развитие, рынок интеллектуаль­ной собственности, РНИИИС, миссия , результаты, законодательство, гармонизация, конкуренто­способность, СНГ, ЕАЭС.
 
Abstract. The article, prepared Ьу the author оп the basis of his welcoming speech to the participants of the anniversary extended joint meeting of the Supervisory Board and the Scientific Council of the RNIIIS, dedicated to the 15-year activity of the RNIIIS , examines  the  issues of  the  importance and effectiveness of the activities of the RNIIIS for the formation and development of the intellectual property market in Russia , the EAEU and the CIS in the interests of Eurasian integration and ensuring its competitiveness•.•
Methods. The Author conducts а study on the basis of the comparative legal and economic Analysis , statistical Surveys, Methods analogy, scientific Forecasting and Modeling. Results. The author concludes that within the framework of the implementation of the stated mission and development strategy of the lnstitute, the conclusions and recommendations of the RNIIIS scientists are reflected in interstate and national government decisions, and also receive support at the international level, including in the UN.
Keywords: state policy, innovative development, intellectual property market, RNIIIS, mission, results, legislation,  harmonization, competitiveness, CIS, EAEU.
 
 
Алдошин С.М. Лопатин В.Н. О вкладе РНИИИС в развитие науки и практики при переходе к цифровой экономике (2005-2020 гг.)
 
Аннотация. В настоящей статье, подготовленной на основе научного доклада авторов, пред­ставленного на юбилейном расширенном совместном заседании Наблюдательного совета и Ученого совета РНИИИС, посвященном 15-летней деятельности РНИИИС (Москва, 02 апреля 2021 г.), рас­крываются общие научные достижения РНИИИС, в том числе установленные учеными Института объ­ективные закономерности формирования рынка интеллектуальной собственности, в том числе при переходе к цифровой экономике, и выявленные при этом особенности формирования евразийского рынка интеллектуальной собственности в государствах - участниках СНГ и государствах - членах ЕАЭС. Раскрываются роль и значение уникальной технологии МКД/УМКД управления жизненным циклом интеллектуальной собственности, на основе и с использованием которой Институт помог коммерциализировать государству и бизнесу интеллектуальную собственность  в  объеме  более 51 млрд рублей. В рамках решения задач формирования экономической, управленческой и право­ вой культуры в интересах развития рынка интеллектуальной собственности анализируются такие направления деятельности Института, как стандартизация, уникальная инновационная инфраструк­тура РНИИИС (экосистема экономики интеллектуальной собственности), подготовка кадров в сфере интеллектуальной собственности и популяризация полученных знаний и формирование культуры спроса по вопросам экономики и управления интеллектуальной собственности через издание на­учных журналов, выездные заседания Ученого совета, форумы и семинары.
К основным результатам при реализации миссии и Стратегии развития РНИИИС за 15 лет можно отнести следующие: созданы научная школа и прогрессивная уникальная технология управ­ления единым жизненным циклом интеллектуальной собственности; определены базовые условия рынка интеллектуальной собственности; Стратегия, концепция и программа формирования рынка интеллектуальной собственности в РФ, ЕАЭС и СНГ; национальный и межгосударственный техни­ческие комитеты по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК 481 / МТК 550 и более 20 стандартов, определяющих правила рынка интеллектуальной собственности; учебно-методиче­ские комплексы и программы учебных дисциплин в рамках подготовки специалитета, бакалавриа­та, магистратуры и курсов повышения квалификации по вопросам права, экономики и управления в сфере интеллектуальной собственности; федеральные научные журналы «Информационное пра­во» и «Право интеллектуальной собственности» (гриф ВАК), ежегодные аналитические доклады о состоянии правовой охраны, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности в РФ, ЕАЭС и СНГ и ежегодные международные форумы «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности ».
К перспективным направлениям научной деятельности РНИИИС относятся фундаментальные на­учные проблемы, включая следующие: стратегия инновационного развития и показатели результатив­ности НИОКР; коррупциогенные риски и их минимизация при проведении госзакупок в сфере НИОКР; международные рейтинги и показатели конкурентоспособности (переход от информационных пока­зателей «экономики знаний» (патенты и публикации) к показателям экономики интеллектуальной соб­ственности (создание добавленной стоимости); экономика интеллектуальной собственности в условиях цифровизации и развития искусственного интеллекта; риски в сфере интеллектуальной собственности и система управления такими рисками при переходе к цифровой экономике ; интеллектуальная собственность в рамках создания единого финансового рынка ЕАЭС с 2025 г.; интеллектуальная собственность как ресурс обеспечения конкурентоспособности, в том числе при диверсификации производства в ОПК; междисциплинарность исследований и подготовка кадров в условиях цифро­визации и развития искусственного интеллекта; формирование механизмов усиления интеграции через евразийский рынок интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС, Союзного государства  и СНГ, ШОС и БРИКС.
Ключевые слова: инновационное развитие, рынок интеллектуальной собственности, объек­тивные закономерности, особенности, РНИИИС, миссия, стратегия, результаты, законодательство , стандартизация, подготовка кадров,  конкурентоспособность, ЕАЭС, СНГ.