Информационное право №2 - 2022

Печать

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-4-7

Трансформация понимания сущности данных в условиях развития информационного общества

Лескина Э.И.

Аннотация. Цель. Представленная статья посвящена рассмотрению трансформации понимания данных в научном познании, философии науки, влиянию на понимание сущности данных технологических изменений последнего времени. Отмечается, что для уяснения новых феноменов, возникающих в эпоху Индустрии 4.0, например, больших данных, необходимо понимание родового понятия данных. Материалы и методы исследования. В работе использованы методы как эмпирического (анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация), так и теоретического (методы построения и исследования объекта исследования и методы построения и оправдания теоретического знания) уровней. Результаты. В статье представлен анализ существующих теорий понимания сущности данных. Автор обращает внимание на различные аспекты понимания данных в философии информации, философии технологий, сфере семиотики, логическом позитивизме и фальсификационизме, эссенциализм данных. Рассмотрены техническая, реалистическая, номиналистическая, социально­структурированная концепции данных, а также объективная, субъективная и смешанная теории. Автор делает вывод о трансформации сущности данных в эпоху информационного общества, понимании данных в связи с развитием технологии Big Data. Отмечается, что, согласно современной философской концепции, данные получают из результатов когнитивной деятельности, наблюдений, измерений, и они позволяют характеризовать явления и вещи, более того, данные необходимы для понимания сущности вещей. Уже сейчас говорят о новом междисциплинарном направлении - философии данных, куда будут входить история науки, философия науки, социология, этика, семиотика, философия технологий, философия информационных систем, теория информации, а также отдельные науки.

Ключевые слова: философия науки, данные, информация, большие данные, цифровизация, этика, наука о данных, философия данных, информационное общество, философия технологий, научные революции данных, логический позитивизм, фальсификационизм, сквозные технологии.

Abstract. Purpose. The presented article is devoted to the consideration of the transformation of data understanding in scientific knowledge, the philosophy of science, the impact on the understanding of the essence of data of recent technological changes. It is noted that in order to understand the new phenomena that arise in the era of Industry 4.0, For example, big data, it is necessary to understand the generic concept of data. Methods. Methods of both empirical (analysis and synthesis, induction and deduction, systematization) and theoretical (methods of constructing and researching the object of study and methods of constructing and justifying theoretical knowledge) levels were used in the work. Results. The article presents an analysis of existing theories of understanding the essence of data. The author draws attention to various aspects of understanding data in the philosophy of information, the philosophy of technology, the field of semiotics, logical positivism and falsificationism, data essentialism. The technical, realistic, nominalistic, socially structured concepts of data, as well as objective, subjective and mixed theories are considered. The author draws a conclusion about the transformation of the essence of data in the era of the information society, the understanding of data in connection with the development of Big Data technology. It is noted that according to the modern philosophical concept, data is obtained from the results of cognitive activity, observations, measurements, and they allow characterizing phenomena and things, moreover, data is necessary to understand the essence of things. Already now they are talking about a new interdisciplinary direction - the philosophy of data, which will include the history of science, philosophy of science, sociology, ethics, semiotics, philosophy of technology, philosophy of information systems, information theory, as well as individual sciences."

Keywords: philosophy of science, data, information, big data, digitalization, ethics, data science, philosophy of data, information society, philosophy of technology, scientific data revolutions, logical positivism, falsificationism, end-to-end technologies.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-8-10

О проблематике термина «цифровые технологии» как правовой дефиниции

Холодная Е.В.

Аннотация. Цель. Дефиниция «цифровые технологии» до сих пор не получила закрепления в отече­ственном законодательстве. Неясность формулировок существующих регуляторов не дает понимания сущности этой категории для правопонимания, приводит к смешению таких понятий, как «цифровые», «информационные», «сквозные» и др. технологии до состояния тождества, что требует правового разре­шения. Методы исследования. В основе исследования использованы формально-логические методы анализ и синтез, а также технико-юридический метод. Результаты. На платформе основных подходов к природе цифровых технологий автор делает вывод, что цифровые технологии - это вид информационных технологий, выделяемый по форме представления первичной информации (преобразование в цифровые данные). Рассмотрение цифровых технологий как совокупности способов и процессов преобразования данных в цифровой формат с помощью программно-технических средств и технологических устройств по­зволяет понять их правовую природу и ориентирует на дальнейшие векторы развития механизма правово­го регулирования. В развитие авторской позиции было предложено рассматривать цифровые технологии как процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения данных в цифровой форме и способы осуществления таких процессов и методов.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровые технологии, цифровизация, сквозные техно­логии, технологические инновации, аналоговые технологии, квантовые технологии, цифровая информация.

Abstract. Purpose. The definition of «digital technologies» has not yet been properly developed in domestic legislation. The ambiguity of the formulations of existing regulators does not give an understanding of the essence of thiscategoryfor legal understanding, leads to the confusion of such concepts as «digital», «information», «end-to-end» and other technologies to the state of identity. Research methods. The research is based on formal logical methods of analysis and synthesis, as well as the technical and legal method. Results. Based on the basic approaches to the nature of digital technologies, the author concludes that digital technologies are a type of information technology, distinguished by the form of presentation of primary information (transformation into digital data). Consideration of digital technologies as a set of methods and processes for converting data into a digital format using software and hardware and technological devices, allows us to understand their legal nature and focuses on further vectors of development of the mechanism of legal regulation. In the development of the author’s position, it was proposed to consider digital technologies as processes and methods of searching, collecting, storing, processing, providing, distributing data in digital form and ways of implementing such processes and methods."*

Keywords: information technologies, digital technologies, digitalization, end-to-end technologies, technological innovations, analog technologies, quantum technologies, digital information.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-11-16

Применение права посредством цифровых технологий

Чаннов С.Е.

Аннотация. Цель. В статье рассмотрены вопросы осуществления правоприменения в сфере публич­ного управления посредством использования цифровых технологий. Методология. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики, аналитический метод. Результаты. Автор на разных примерах использования цифровых технологий (прежде всего государ­ственных и муниципальных информационных систем) в сфере публичного управления доказывает, что во многих случаях управленческие решения уже принимаются не уполномоченными должностными лицами, a de facto непосредственно указанными системами, утверждение же этих решений человеком носит исключительно формальный характер, при этом в ряде случаев последний не имеет реальной возможности переоценки сделанных системой решений. Делается вывод о неизбежности усиления по­добного процесса, что повлечет за собой как преимущества, так и риски. Доказывается необходимость формирования права граждан и организаций знать о решениях, принятых в отношении них в автома­тическом режиме, и иметь реально обеспеченную возможность требовать их пересмотра уполномо­ченными должностными лицами.

Ключевые слова: цифровые технологии, применение права, управленческое решение, государ­ственные и муниципальные информационные системы, искусственный интеллект.

Abstract. Purpose. The article considers the implementation of law enforcement in the field of public administration through the use of digital technologies. Methodology. General scientific methods were used: dialectical method, methods of formal logic, analytical method. Results. Author on various examples of the use of digital technologies (primarily, state and municipal information systems) in the field of public administration, it proves that in many cases management decisions are no longer made by authorized officials, but de facto directly by these systems, while the approval of these decisions by a person is exclusively formal, and in some cases the latter does not have a real possibility of reassessing the findings of the system. It is concluded that strengthening such a process is inevitable, which will entail both advantages and risks. It is proved necessary to form the right of citizens and organizations to know about decisions taken against them automatically and to have a real opportunity to demand their review by authorized officials."*

Keywords: digital technologies, the application of law, management decision, state and municipal information systems, artificial intelligence.

 

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-17-20

Правовое регулирование использования отечественного программного обеспечения в России

Ересько П.В., Варламова Е.В.

Аннотация. Цель. С одной стороны, большинство государственных учреждений РФ использует иностранное программное обеспечение (ПО) и оборудование, с другой стороны, государственные компании с долей участия Российской Федерации в уставном капитале более чем 50% должны пере­йти на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. Методология. Исследование проводилось на основе опыта внедрения отечественного ПО в различных отраслях прак­тической деятельности. Использовались методы сравнительного анализа характеристик зарегистриро­ванного отечественного ПО в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; правового анализа норм внедрения; совокупность диалектического, формального и системного методов исследования. Результаты. Рассмотрены положения действующего законода­тельства по внедрению отечественного ПО в государственные компании РФ; разработаны механизмы стимулирования цифровой трансформации предприятий. Анализируя реестр российского ПО и со­временное состояние внедрения отечественного ПО, можно прийти к однозначному выводу о необхо­димости разработки единой нормативно-правовой базы в области регулирования цифрового разви­тия федеральными органами исполнительной власти и стандартов в области кибербезопасности, что приведет к эффективному использованию единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в деятельности государственных компаний РФ.

Ключевые слова: единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, отечественное программное обеспечение, цифровая трансформация государственных компаний, правовое регулирование, информационные технологии, информационная безопасность.

Abstract. Purpose. On the one hand, most state institutions of the Russian Federation use foreign software (software) and equipment, on the other hand, state-owned companies with a share of the Russian Federation in the authorized capital of more than 50% should switch to the predominant use of domestic software. Methodology. The study was conducted on the basis of the experience of implementing domestic software in various branches of practical activity. Methods of comparative analysis of the characteristics of registered domestic software in the unified register of Russian programs for electronic computers and databases were used; legal analysis of implementation standards; a set of dialectical, formal and systematic research methods. Results. The provisions of the current legislation on the introduction of domestic software in state-owned companies of the Russian Federation are considered; mechanisms have been developed to stimulate the digital transformation of enterprises. Analyzing the register of Russian software and the current state of the implementation of domestic software, one can come to an unambiguous conclusion about the need to develop a unified regulatory framework in the field of digital development regulation by federal executive authorities and standards in the field of cybersecurity, which will lead to the effective use of a unified register of Russian programs for electronic computers and databases in the activities of state companies of the Russian Federation."

Keywords: unified register of Russian programs for electronic computers and databases, domestic software, digital transformation of state-owned companies, legal regulation, information technology, information security.

 

  DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-21-24

Правовое регулирование использования современных информационных технологий в избирательной системе России

Лолаева А.С.

Аннотация. Цель. Основной целью работы является анализ правового регулирования современ­ных информационных технологий в избирательной системе России. На сегодняшний день в законодатель­стве закреплены новые понятия в сфере автоматизации избирательного процесса. Проанализированы нормативно-правовые аспекты таких новаций избирательного процесса, как «электронное голосование», «электронный бюллетень», «комплекс для электронного голосования», «комплекс обработки избира­тельных бюллетеней», которые уже используются в российской избирательной практике. В тоже время необходимо дальнейшее совершенствование цифровых (электронных) технологий в области организа­ции и проведения выборов, а также вопросов их нормативно-правового сопровождения. Методология и методы. Используются общенаучные методы - сравнение, анализ и синтез, системный и структурный подходы, восхождение от абстрактного к конкретному; специальные методы - статистический, социо­логический; частнонаучные методы - формально-юридический, метод выработки правовых решений, метод толкования норм права. Результаты. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день инфор­мационно-коммуникационные технологии - широко распространенное явление, поэтому внедрение цифровых (электронных) избирательных процедур является практически неизбежным. Хотя существует серьезное опасение, что широкое распространение электронных технологий на выборах может поста­вить под угрозу демократию, так как нельзя доверять полностью электронной системе голосования, однако одним из существенных преимуществ информационно-коммуникационных технологий в вы­борах является возможность повышения их эффективности.

Ключевые слова: электронная демократия, цифровизация, избирательный процесс, цифровая правовая среда, электронное участие, информационное общество, онлайн-агитация, электронное го­лосование, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract. Purpose. The main purpose of the work is to analyze the legal regulation of modern information technology in the electoral system of Russia. To date, the legislation enshrines such elements of new concepts in the field of automation of the electoral process. The normative-legal aspects of such innovations in the electoral process as «electronic voting», «electronic ballot», «electronic voting complex», «ballot processing complex», which are already used in the Russian electoral practice, are analyzed. At the same time there is a need for further improvement of digital (electronic) technologies in the field of organizing and conducting elections, as well as issues of their regulatory and legal support. Methodology and methods. General scientific methods are used - comparison, analysis and synthesis, system and structural approaches, ascension from the abstract to the concrete; special methods - statistical, sociological; private scientific methods - formal-legal, method of development of legal decisions, method of interpretation of legal norms. Results. The author concludes that today information and communication technology is a widespread phenomenon, so the introduction of digital (electronic) electoral procedures are almost inevitable. Although there is a serious concern that the widespread use of technology in elections can jeopardize democracy, because you can not be trusted completely electronic voting system. Despite this, one of the significant advantages of information and communication technologies in elections is the possibility to increase their effectiveness."

Keywords: electronic democracy, digitalization, electoral process, digital legal environment, electronic participation, information society, online campaigning, electronic voting, information and communication technologies.

  

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-25-27

Судебный конституционный контроль в условиях цифровизации экономики

Хуснутдинов Ф.Г.

Аннотация. Цель. В статье рассмотрены отдельные вопросы правоприменения и осуществления конституционного судебного контроля в сфере реализации информационных прав, в том числе обе­спечения права на информацию и права на неприкосновенность частной жизни, с использованием цифровых технологий. Методология. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, формальной логики, аналитический метод, сравнительно-правового анализа. Результаты. В услови­ях внедрения нового технологического цифрового уклада приобретают особую актуальность вопро­сы охраны конституционных ценностей, в первую очередь неприкосновенности частной жизни и пра­ва на доступ к информации. Органы судебного конституционного контроля как на федеральном, так и на региональном уровнях создают необходимые условия для развития цифровизации и цифровой экономики в РФ. В то же время для успешной реализации процесса внедрения новых цифровых техно­логий требуется консолидация усилий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых вносит свой, обусловленный своей компетенцией, вклад. Прорыв в использовании новых цифровых технологий должен достигаться только на основе общественного согласия, которое требует принятия решений, строго соблюдая конституционное положение о приоритетной ценности прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, информационное общество, конституци­онный судебный контроль, конституционный суд, информационные технологии, Интернет.

Annotation. Purpose. The article considers certain issues of law enforcement and the implementation of constitutional judicial control in the field of information rights, including the right to information and the right to privacy, using digital technologies. Methodology. General scientific methods were used: dialectical method, formal logic, analytical method, comparative legal analysis. Results. In the context of the introduction of a newtechnological digital way, issues of protection of constitutional values, first of all, privacy and the right to access to information, are becoming particularly relevant. The bodies of judicial constitutional control, both at the federal and regional levels, create the necessary conditions for the development of digitalization and the digital economy in the Russian Federation. At the same time, the successful implementation of the process of introducing new digital technologies requires the consolidation of efforts of legislative, executive and judicial authorities, each of which makes its own contribution due to its competence. A breakthrough in the use of new digital technologies should be achieved only on the basis of public consent, which requires decision-making, strictly observing the constitutional provision on the priority value of human and civil rights and freedoms."

Keywords: digital economy, digitalization, information society, constitutional judicial control, constitutional court, information technology, Internet.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-28-32

Информационные системы персонального учета населения: опыт государств постсоветского пространства

Трофимец И.А.

Аннотация. Цель. Оценить преимущества отдельных концепций зарубежных информационных ресурсов граждан и показать, что изучение накопленного международного опыта учетных систем населения позволяет избежать собственных ошибок. Методологической основой выступает си­стемно-структурный подход к исследованию учетных систем населения на постсоветском простран­стве. Применены различные современные методы научного познания: логический, юридико-тех­нический, формальный, сравнительный и др. Результаты. В статье сделаны выводы, что мировой опыт создания регистров граждан (в том числе на постсоветском пространстве) представляет собой «пеструю картину». Целью создания учетных систем населения является не только реше­ние множественных внутригосударственных задач, но и участие в международных мероприятиях по решению глобальных проблем человечества. Так, в ООН, в частности, выработано направление по созданию информационных ресурсов о численности и характеристиках народонаселения, его распределении по территориям, в сочетании с демографическими, экономическими, социальными и иными критериями, в виде Всеобщей переписи населения и жилищного фонда, которая прово­дится с 1950 г. в мирное время с интервалом примерно раз в десять лет. Построение глобально­го информационного общества предполагает соответствующий формат систем учета населения. Многие государства на постсоветском пространстве создают регистры населения исключительно как электронные ресурсы.

Ключевые слова: глобальное информационное общество, правовые учетные системы населе­ния, информационные регистры (реестры), информационные системы, электронные ресурсы, пере­пись населения и жилищного фонда, персональные данные, биографо-демографические сведения.

Abstract. Purpose. Evaluate the advantages of certain concepts of foreign information resources of citizens and show that the study of the gained international experience of accounting systems of the population allows you to avoid your own mistakes. The methodological basis is the system-structural approach to the study of accounting systems of the population in the post-Soviet space. Various modern methods of scientific knowledge are applied: logical, legal-technical, formal, comparative, etc. Results. The article concludes that the world experience of creating registers of citizens (in particular in the post-Soviet space) is a «motley picture». The goals of creating population accounting systems are not only to solve multiple domestic problems, but also to participate in international events to eliminate global problems of humanity. For example, the United Nations, In particular, it has developed a direction for creating information resources on the size and characteristics of the population, its distribution by territory, combined with demographic, economic, social and other criteria, in the format of the General Population and Housing Census, which has been conducted since 1950 in peacetime, at intervals of about once every ten years. Information and legal accounting systems of persons permanently residing in the territory of the state are created in the public and private interests in order to quickly obtain up-to-date, reliable and complete information necessary to solve many issues of the socio-economic sphere. Building a global information society requires an appropriate format for population accounting. Many States in the post-Soviet space create population registers exclusively as electronic resources."

Keywords: global information society, legal accounting systems of the population, information registers, information systems, electronic resources, population and housing census, personal data, biographical and demographic information.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-33-37

Концептуальные правовые подходы к регулированию функционирования цифровых экосистем

Химченко А. И.

Аннотация. Цель. Статья посвящена исследованию концептуальных и правовых подходов к ре­гулированию механизма цифровых экосистем в контексте поиска подходов к регулированию баланса между сохранением стимулов к развитию экосистем и интересов потребителей/пользователей, равно как и публичных интересов государства и общества. Автором использовались методы: построение ги­потез, идеализация, правовое моделирование, сравнительный правовой метод. Результаты. Активное и повсеместное применение технологий сбора, анализа и обмена данными в процессе цифровизации экономики приводит к стремительному развитию цифровых платформ, которые в процессе своего раз­вития осваивают новые сегменты рынка, формируя экосистемы. Новые предложения и возможности, а также производные от них риски, ведут к необходимости актуализации соответствующего регулятор­ного поля деятельности экосистем. В статье рассмотрены особенности построения и развития циф­ровых экосистем, зарубежные регуляторные подходы, сформированы концептуальные предложения и обозначены правовые подходы к регулированию механизма их функционирования.

Ключевые слова: экосистемы, большие данные, цифровые платформы, правовое обеспечение, цифровое пространство, цифровая экономика, правовые риски, цифровая трансформация.

Abstract. Purpose. The study focuses on the issues of conceptual and legal approaches to the regulation of the mechanism of digital ecosystems in the context of the search for approaches to the regulation the balance between the preservation of incentives for the development of ecosystems and the interests of consumers/ users, as well as the public interests of the state and society. The author used the following methods: hypothesis building, idealization, legal modeling, and comparative legal method. Results. The active and widespread use of data collection, analysis and exchange technologies in the process of digitalization of the economy leads to the rapid development of digital platforms, which in the process of their development master new market segments, forming ecosystems. New proposals and opportunities, as well as risks derived from them, lead to the need to update the relevant regulatory field of ecosystem activities. The article examines the features of the construction and development of digital ecosystems, foreign regulatory approaches, conceptual proposals are formed and legal approaches to regulating the mechanism of their functioning are proposed."*

Keywords: ecosystems, big data, digital platforms, legal support, digital space, digital economy, legal risks, digital transformation.

 

  DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-38-42

Угрозы и риски применения технологии «Deepfake» в противоправных целях

Алискеров М.Р.

Аннотация. Цель исследования. В данной статье проводится исследование вопросов правового регулирования использования технологий, реализованных на основе применения средств и методов искусственного интеллекта, прогнозируются возможные угрозы и риски, вызванные использова­нием таких технологий. Материалы и методы исследования. В исследовании используются ме­тоды: анализа и синтеза, диалектического развития, системного анализа, сравнительно-правовой и другие. В статье приводится классификация существующих инструментов, позволяющих синте­зировать изображение и речь. Автором анализируется практика применения злоумышленниками технологий искусственного интеллекта в противоправных целях и последствия, вызванные при­менением исследуемой технологии. В работе приводятся примеры реализации преступных целей как в России, так и за рубежом. Результат. В результате исследования классифицирован спектр политических, экономических, технологических, юридических и социальных угроз, которые созда­ют дипфейки. В заключительной части исследования автором даны рекомендации по противодей­ствию существующим и возможным угрозам. Рассмотрена возможность применения исследуемой технологии в благих целях. Дискуссия. В связи со стремительным развитием интереса к машин­ному обучению, являющемуся одним из способов применения искусственного интеллекта в ком­пьютерных технологиях при работе с различными данными, повышается вероятность применения киберпреступниками данной технологии в противоправных целях. Рассматриваемая тематика тре­бует дальнейшего исследования для своевременной разработки мер противодействия актуальным и возможным угрозам.

Ключевые слова: фейк, искусственный интеллект, кибербезопасность, информационно-ком­муникационные технологии, машинное обучение, киберпреступность, кибермошенничество, ин­формационная безопасность, биометрия, персональные данные.

Abstract. Purpose. In this article, a study of technologies implemented on the basis of the use of artificial intelligence methods is carried out. The practice of using the «Deepfake» technology is considered. The article predicts possible threats caused by the development of technologies based on the use of tools and methods of artificial intelligence. Materials and research methods. The study uses methods: analysis and synthesis, dialectical development, system analysis, comparative legal and others. The article provides a classification of existing tools that allow you to synthesize an image and speech. The author analyzes the practice of using artificial intelligence technologies by attackers for illegal purposes and the consequences caused by the use of the technology under study. The paper provides examples of the implementation of criminal goals, both in Russia and abroad. Result. As a result of the study, the range of political, economic, technological, legal and social threats that deepfakes create is classified. In the final part of the study, the author gives recommendations on counteracting existing and possible threats, and the possibility of using the technology under study for good purposes. Discussion. Due to the rapid development of interest in machine learning, which is one of the ways to use artificial intelligence in computer technologies when working with various data, the likelihood of cybercriminals using this technology for illegal purposes is increasing. This topic requires further research for the timely development of countermeasures against current and possible threats."

Keywords: fake, artificial intelligence, cybersecurity, information and communication technologies, machine learning, cybercrime, cyber fraud, information security, biometrics, personal data.

 

  DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-43-45

Проблемы информационного права и правового обеспечения информационной безопасности (V Международная научно-практическая конференция «Бачиловские чтения»)

Полякова Т.А., Минбалеев А.В.

Аннотация. Обзор подготовлен по результатам Пятой международной научно-практической конферен­ции «Бачиловские чтения», прошедшей 4-5 февраля 2022 года в Институте государства и права Российской академии наук при поддержке Отделения общественных наук Российской академии наук. Методология: диалектика, анализ, формально-юридический метод. Результаты. Традиционная Международная конфе­ренция по информационному праву и правовому обеспечению информационной безопасности в 2022 году посвящена вопросам теоретических исследований в информационном праве и междисциплинарным под­ходам в информационной сфере в эпоху цифровой экономики, глобальных вызовов и угроз.

Ключевые слова: информационное право, информационная безопасность, цифровизация, цифровая трансформация, искусственный интеллект, персональные данные, научные исследования.

Abstract. The review was prepared based on the results of the Fifth International Scientific and Practical Conference «Bachilov Readings», held on February 4-5, 2022 at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences with the support of the Department of Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. Methodology: dialectics, analysis, formal legal method. Results. The traditional international conference on information law and legal support of information security in 2020 is devoted to theoretical research in information law and interdisciplinary approaches in the information sphere in the era of the digital economy, global challenges and threats."*

Keywords: information law, information security, digitalization, digital transformation, artificial intelligence, personal data, scientific research.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-2-46-48

Об итогах XIII Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

Дорошков В.В.

Аннотация. 22 апреля 2022 года в Москве (на базе МГЮА им. О. Е. Кутафина) состоялся XIII Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», где на четырех региональных площадках (Екатеринбург; Казань, Ростов-на-Дону и Москва) было зарегистрировано свыше 320 участников (включая 8 академиков, 32 доктора и 45 кандидатов наук по различным отраслям научных знаний) из 12 стран мира (вклю­чая все страны ЕАЭС и СНГ), представляющих 8 международных и межгосударственных органов и организаций, 6 государственных академий наук, 30 академических институтов и ведущих вузов, 12 министерств и ведомств, Центральный банк, Счетную палату РФ и региональные контрольно-счетные органы, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России, более 80 предприятий и организаций от основных интегрированных структур, включая госкорпорации «Газпром», «Ростех» и «Роскосмос», из 35 регионов России. Итоги и рекомендации участ­ников Форума направлены в адрес руководителей высших органов власти и академий наук стран СНГ и ЕАЭС, а также в адрес руководителей международных организаций (ВОИС, ЮНЕСКО, ВТО) и межгосударственных объединений (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС). Подробный отчет об итогах Форума и итоговый документ размещены на сайте Дирекции Форума (rniiis.ru), представлены в журналах информационных партнеров Форума и в сборнике документов Форума в печатном и электронном виде.

Ключевые слова: международный форум, инновационное развитие, рынок интеллектуальной собствен­ности, цифровая экономика, конкурентоспособность, международное право, кризис, санкции, контрафакт, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС.

Abstract. April 22, 2022 in Moscow (on the basis of the Kutafin Moscow State Law University) the XIII International Forum «Innovative Development through the Intellectual Property Market» was held, where over 320 participants (including 8 academicians, 32 doctors and 45 candidates of sciences in various fields of scientific knowledge) from 12 countries were registered at four regional venues (Yekaterinburg, Kazan, Rostov-on-Don and Moscow) (including all the EAEU and CIS countries), representing 8 international and interstate bodies and organizations, 6 state academies of sciences, 30 academic institutes and leading universities, 12 ministries and departments, the Central Bank, the Accounts Chamber of the Russian Federation and regional control and accounting bodies, the Prosecutor General’s Office and the Investigative Committee of Russia, more than 80 enterprises and organizations from the main integrated structures, including the state corporations «Gazprom», «Rostec» and «Roscosmos» from 35 regions of Russia.The results and recommendations of the Forum participants were sent to the heads of the highest authorities and academies of sciences of the CIS and EAEU countries, as well as to the heads of international organizations (WIPO, UNESCO, WTO) and interstate associations (CIS, EAEU, SCO, BRICS). A detailed report on the results of the Forum is posted on the website of the Forum Directorate, is presented in the journals of the Forum’s information partners and in the collection of Forum documents in printed and electronic form."

Keywords: international forum, innovative development, intellectual property market, digital economy, competitiveness, international law, crisis, sanctions, counterfeit, CIS, EAEU, SCO, BRICS.