Информационное право №3 - 2022

Печать

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-4-9

Умный город и искусственный интеллект: правовые аспекты

Ковалева Н.Н., Изотова В.Ф., Чайковский Д.С.

Аннотация. Цель. Развитие городской инфраструктуры, повышение качества городской сре­ды могут быть достигнуты благодаря использованию технологий умного города с использованием систем искусственного интеллекта. Одной из важнейших проблем является проблема всесторон­него правового регулирования применения искусственного интеллекта в жизни умного города. Материалы и методы исследования. В основе исследования лежит анализ опыта внедрения систем искусственного интеллекта в городское пространство в различных странах мира и суще­ствующих подходов правового регулирования этого процесса. Результаты. Рассмотрены примеры использования систем искусственного интеллекта в проектах умных городов и примеры реализации умных городов в разных странах мира. Проведено исследование проблем, возникающих при реа­лизации проектов умных городов, обозначены проблемы и намечены пути правового регулирова­ния процесса внедрения технологий искусственного интеллекта в умных городах. При построении инфраструктуры умного города с использованием технологий искусственного интеллекта следует учитывать как позитивное, так и возможное негативное влияние данных технологий. Необходимы разработка и принятие нормативных правовых актов, которые бы позволили унифицировать много­образие применяемых информационных систем и технологий.

Ключевые слова: информационное право, информационные технологии, искусственный ин­теллект, цифровые технологии, цифровое право, цифровая трансформация, цифровая экономика, умный город.

Abstract. Purpose. The use of smart city technologies allows us to develop urban infrastructure, optimize the resources consumed, and improve the quality of services. However, the introduction of smart cities is accompanied not only by technological and financial difficulties, but also by the lack of legal regulation of this process. Methods. The study was conducted on the basis of the analysis of the experience of implementing smart city systems in various countries of the world and existing international standards. The method of comparative analysis of different approaches to the implementation of smart city technologies was used. Results. The standards of smart cities and examples of the implementation of smart cities in various countries of the world are considered. The problems that arise during the implementation of smart city technologies are studied, methodological recommendations for the organization of legal regulation of the process of implementing smart city technologies are developed. The solution of the issue of building modern urban infrastructures, using modern information technologies, should be worked out and systematized in accordance with the provisions of the current standards in this area. It is necessary to develop and adopt regulatory legal acts that would allow unifying the variety of information systems and technologies used.*

Keywords: information law, information technologies, artificial intelligence, digital technologies, digital law, digital transformation, digital economy, smart city.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-10-13

Защита прав субъектов персональных данных: новеллы правового регулирования

Полякова Т.А., Бойченко И.С.

Аннотация. Цель. Актуальность проблемы защиты прав субъектов персональных данных возрастает вусловиях цифровой трансформации, происходящей в обществе, публичном управлении, частном электрон­ном взаимодействии, а также растущих рисков, угроз и вызовов информационной безопасности в связи с глобальными изменениями в мире. Результаты анализа Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ, направленного на принятие дополнительных правовых мер по защите прав субъектов персональных данных, свидетельствуют, по сути, о революционных изменениях, которые затрагивают значительный комплекс вопро­сов, связанных с обработкой персональных данных в РФ. Методы исследования. В основе исследования использованы формально-логические методы, анализ и синтез, дедукция, а также технико-юридический метод. Результаты. Рассматриваемые вопросы касаются расширения полномочий Роскомнадзора, введе­ния дополнительных гарантий соблюдения прав субъектов персональных данных, связанных с уточнением содержания их согласия на обработку и распространение таких данных, использования баз данных на терри­тории РФ. Кроме того, обращено внимание на введение новых обязанностей оператора по взаимодействию с ГосСОПКА и устранению нарушений законодательства в области защиты персональных данных. Сделан вывод, что законодательные новеллы, особо значимые и уточняющие порядок обработки персональных данных, имеют междисциплинарный характер и представляют значительный научный интерес с позиции информационного права вусловиях цифровой трансформации и трансграничное™.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное право, защита прав граждан, обработка данных, персональные данные, правовая охрана, права субъектов, Роскомнадзор, трансгранич­ное™, ГосСОПКА.

Abstract. Purpose. The protection of the rights of personal data subjects is considered as an urgent problem, the importance of which is growing in the context of digital transformation taking place in society, public administration, private electronic interaction, as well as increasing risks, threats and challenges of information security due to global changes in the world. An analysis of the Federal Law of July 14, 2022 № 266-FZ, aimed at taking additional legal measures to protect the rights of personal data subjects, indicates that it introduces, in fact, revolutionary changes and affects a significant range of problems related to the processing of personal data in Russian Federation. Research methods. The study is based on the formal-logical methods of analysis and synthesis, deduction, as well as the technical-legal method. Results. These issues relate to the expansion of the powers of Roskomnadzor, the introduction of additional guarantees for the observance of the rights of personal data subjects related to clarifying the content of their consent to the processing and dissemination of such data, the use of databases on the territory of the Russian Federation. In addition, attention was drawn to the introduction of new obligations for the operator to interact with GosSOPKAand eliminate violations of legislation in the field of personal data protection. The novels are considered, undoubtedly, especially significant and clarifying the procedure for processing personal data, which are interdisciplinary in nature and are of significant scientific interest from the standpoint of information law in the context of digital transformation and transboundary."*

Keywords: information security, information law, protection of citizens’ rights, data processing, personal data, legal protection, rights of subjects, Roskomnadzor, cross-border, GosSOPKA.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-14-18

Правовой режим изображения бюллетеня для голосования, отмеченного избирателем

Евсиков К.С.

Аннотация. Цель. Обобщение существующих правовых позиций в юриспруденции о допустимо­сти создания и обнародования изображения бюллетеня для голосования, отмеченного избирателем, в целях эффективного правового регулирования в Российской Федерации. Автором использовались методы: юридическая компаративистика, систематизация и классификация, сократический метод построения умозаключения, а также правовое моделирование. Результаты. Под изображением бюллетеня для голосования, отмеченного избирателем, понимаются фотография или видеозапись бюллетеня для голосования, сделанные после его отметки избирателем, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать проголосовавшего, включая изображение его лица, документов. В статье проанализирована практика реализации гражданами права на информацию путем созда­ния таких изображений и опубликования их в открытом доступе. Данное действие создает правовую коллизию между институтом тайного голосования и правом на информацию. Анализ регулирования подобных отношений за рубежом позволил выявить три правовые модели: дозволение, ограничение, полный запрет. Дискуссия. Соотнесение правоприменительной практики с законодательством РФ позволило сделать вывод, что в отечественном праве целесообразно отказаться от запрета фото­графирования заполненного бюллетеня, что будет соответствовать праву человека на информацию. Одновременно предлагается регулирование оборота данной информации как сведений ограничен­ного доступа с отнесением к специальной категории персональных данных.

Ключевые слова: бюллетень для голосования, избирательный процесс, персональные данные, право на информацию, свобода голосования, тайна голосования, фотографирование.

Abstract. Purpose. Generalization of existing legal positions in jurisprudence on the permissibility of creating and publishing an image of a ballot marked by a voter for its effective legal regulation in the Russian Federation. The author used the following methods: legal comparative studies, systematization, and classification, socratic method of inference construction, as well as legal modeling. Results. The image of a ballot marked by a voter in this article means a photograph or video recording of a ballot taken after it was marked by a voter, containing information that allows identifying the voter, including an image of his face, documents. The article analyzes the practice of citizens’ realization of the right to information by creating such images and publishing them in the public domain. This action creates a legal conflict between the institution of secret ballot and the right to information. An analysis of the regulation of such images abroad revealed three legal models: permission, restriction, and complete prohibition. Discussion. The correlation of law enforcement practice with the legislation of the Russian Federation allowed us to conclude that in domestic law it is advisable to abandon the prohibition of photographing a completed bulletin, which will comply with the human right to information. At the same time, it is proposed to regulate the turnover of this information as restricted access information. The author substantiates that for the purposes of effective legal regulation, the secrecy of voting should be attributed to a special category of personal data."

Keywords: ballot paper, electoral process, personal data, right to information, freedom of voting, secrecy of voting, photographing.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-19-21

Особенности информационно-правового регулирования отношений бизнес-пользователей услуг онлайн-платформ в Европейском союзе

Гаджиева К.А.

Аннотация. Цель. Автором оценивается действующий правовой подход Европейского союза при урегулировании отношений между онлайн-платформами и бизнес-пользователями услугами таких платформ в цифровой среде, а также исследуются особенности и специфические черты такого регу­лирования в указанной сфере. Методы. Применялись методы: системно-структурный, анализа, срав­нительно-правовой, формально-догматический, а также иные общенаучные и частнонаучные правовые методы. Результаты. В результате исследования автором выделены особенности и специфические черты регулирования отношений бизнес-пользователей в онлайн-платформах в актах Европейского со­юза, где был получен первый опыт в мире регулирования таких отношений. Дискуссионными остаются вопросы применимости опыта Европейского союза с учетом выявленных особенностей для правового регулирования отношений в цифровой среде в других странах мира.

Ключевые слова: Европейский союз, информационное право, онлайн-платформы, онлайн-посред­ник, персональные данные, правовое регулирование, услуги онлайн-посредничества, сорегулирование.

Abstract. Purpose. The author evaluates the current legal approach of the European Union in the regulation of relations between online platforms and business users of the services of such platforms in the digital environment, and also examines the features and specific features of such regulation in this area. Methods. Methods were applied: system-structural, analysis, comparative legal, formal dogmatic, as well as other general scientific and private scientific legal methods. Results. As a result of the research, the author highlights the features and specific features of regulating the relations of business users in online platforms in the acts of the European Union, where the first experience in the world of regulating such relations was obtained. Discussion. The applicability of the EU experience, taking into account the identified features, for the legal regulation of relations in the digital environment in other countries of the world."

Keywords: European Union, information law, online platforms, online intermediary, personal data, legal regulation, online mediation services, co-regulation.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-22-24

Правовое обеспечение цифровой доверенной среды учетов по вопросам миграции

Яковлева Е.А.

Аннотация. Целью работы является: определить особенность правового регулирования цифровой доверенной среды учетов миграционной службы. Результаты. На основе анализа использования не­которых учетов миграционной службы сделан вывод об их практической значимости для обеспечения национальной безопасности, выявлены актуальные проблемы создания доверенной среды и предложе­ны пути их решения. Автор отмечает целесообразность совершенствования законодательства в сфере миграционной политики для повышения эффективности применения учетных систем в служебной дея­тельности. Методы: комплексное использование общенаучных методов (анализ, описание и обобще­ние) и других. Дискуссия. Отсутствие понятия цифровой доверенной среды создает дополнительную нагрузку на применение правовых средств и методов защиты, направленных на предотвращение угроз, способных нанести ущерб информационной безопасности цифровой доверенной среды. Предложенные новшества позволят развивать правовую систему МВД России и всего информационнно-правового пространства РФ с позиции информационного права.

Ключевые слова: цифровая доверенная среда, информационная безопасность, учеты по вопросам миграции, миграционная политика, иностранные граждане, информационные технологии.

Abstract. The purpose of the work is: to determine the peculiarity of the legal regulation of the digital trusted environment of migration service records. Results. Based on the analysis of the use of some records of the migration service, the conclusion is made about their practical significance for ensuring national security, the actual problems of creating a trusted environment are identified and ways to solve them are proposed. The author notes the expediency of improving legislation in the field of migration policy to increase the effectiveness of the use of accounting systems in official activities. Methods: complex use of general scientific methods (analysis, description and generalization) and others. Discussion. The absence of the concept of a digital trusted environment creates an additional burden on the application of legal means and methods of protection aimed at preventing threats that can damage the information security of a digital trusted environment. The proposed innovations will allow developing the legal system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the entire information and legal space of the Russian Federation from the standpoint of information law."

Keywords: digital trusted environment, information security, records of migration, migration policy, foreign citizens, information technologies.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-25-30

Применение цифровых технологий в целях противодействия совершения дисциплинарных коррупционных правонарушений в системе государственной службы

Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.

Аннотация. Цель. В статье рассмотрены проблемы и перспективы использования цифровых технологий в целях противодействия совершению дисциплинарных коррупционных правонарушений в системе государственной службы. Методы. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики, аналитический метод. Результаты. Авторы делают вывод, что традиционные механизмы противодействия коррупции, а также технологии, обеспечивающие про­зрачность деятельности органов публичной власти, в современных условиях не позволяют предупре­дить совершение коррупционных правонарушений. В связи с этим показана необходимость цифровой трансформации традиционных антикоррупционных методов противодействия коррупции. Выявлен антикоррупционный потенциал ГИС «Посейдон», рассмотрены потенциальные риски, связанные с ее внедрением, и предложены пути их нивелирования. Дискуссия. В рамках цифрового профилирова­ния государственных служащих с использованием указанной системы предложено, в зависимости от установленного рейтинга, предусмотреть механизм продвижения по службе, нормативно закрепив возможность расторжения контракта с гражданским служащим в связи с низким рейтингом показа­телей служебной дисциплины.

Ключевые слова: цифровые технологии, противодействие коррупции, государственная служба, коррупционное правонарушение, служебная дисциплина, государственные информационные системы, анализ данных, большие данные, искусственный интеллект, цифровой профиль.

Abstract. Purpose. The article deals with the problems and prospects for the use of digital technologies in order to counteract the commission of disciplinary corruption offenses in the public service system. Methods. General scientific methods were used: the dialectical method, the methods of formal logic, the analytical method. Results. The authors conclude that traditional anti-corruption mechanisms, as well as technologies that ensure the transparency of the activities of public authorities, in modern conditions do not always make it possible to identify a potential conflict of interest in the public service and prevent the commission of corruption offenses. In this regard, the need for digital transformation of traditional anti­corruption methods of combating corruption is shown. The anti-corruption potential of the GIS «Poseidon» is revealed, the potential risks associated with its implementation are considered, and ways to level them are proposed. Discussion. Also, within the framework of digital profiling of civil servants using this system, it was proposed, depending on the established rating, to provide for a promotion mechanism, normatively fixing the possibility of terminating a contract with a civil servant due to a low rating of indicators of service discipline."*

Keywords: digital technologies, anti-corruption, civil service, corruption offense, service discipline, state information systems, data analysis, big data, artificial intelligence, digital profile.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-31-34

Актуальные проблемы признания криптовалюты в качестве объекта правовой охраны в интересах уголовного правосудия

Русскевич Е.А., Мурадян С.В.

Аннотация. Цель исследования состоит в разработке предложений по решению проблем в сфере уголовного правосудия ввиду неопределенности правового режима криптовалюты. Методы исследова­ния. Авторами использовались общенаучные и частнонаучные средства познания, среди которых: анализ, синтез, дедукция, индукция, метод системного анализа, метод диалектического материализма, метод юридического толкования, метод правового моделирования и другие. Результаты. Практика в условиях правовой неопределенности относительно режима криптовалюты идет по пути ее признания средством платежа, инвестирования и накопления. Соответственно, по большей части, суды относят криптовалюту и к объекту правовой охраны. Сохраняющаяся неоднородность взглядов в отечественной науке доказы­вает необходимость определения общей позиции на законодательном уровне. Достижение компромисса по вопросам регулирования цифровых валют позволит выработать механизмы для получения информации от криптобирж и криптообменников о регистрационных данных их пользователей в целяхустановления ко­нечных бенефициаров. Правоохранительные органы получат возможность отслеживать цепочки транзакций, осуществлять блокировку «криминальных» кошельков, арест и конфискацию криптовалют, что существенно повысит эффективность противодействия преступности в сфере оборота криптовалют.

Ключевые слова: цифровые права, цифровые финансовые активы, цифровая валюта, криптовалюта, криптокошелек, майнинг, биткоин, арест криптовалют, легализация, взятка, предмет хищения.

Abstract. The purpose of the study is to develop proposals to overcome the problems that arise in the field of criminal justice due to the uncertainty of the legal status of cryptocurrency Research methods. The authors used general scientific and private scientific means of knowledge, among which we can highlight: analysis, synthesis, deduction, induction, the method of system analysis, the method of dialectical materialism, the method of legal interpretation, the method of legal modeling and others. Results. The practice in the conditions of legal uncertainty about the status of cryptocurrency follows the way of its recognition as a means of payment, investment and accumulation. Accordingly, for the most part, the courts refer cryptocurrency to the object of legal protection. Remaining heterogeneity of views in domestic science proves the need to determine a common position at the legislative level. Reaching a compromise on the regulation of digital currencies will allow to develop mechanisms for obtaining information from cryptocurrency exchanges and cryptocurrency exchanges about registration data of their users in order to establish the ultimate beneficiaries. Law enforcement agencies will be able to monitor transaction chains, block «criminal» wallets, seize and confiscate cryptocurrencies, which will significantly increase the fight against crime in the field of cryptocurrency trafficking."

Keywords: digital rights, digital financial assets, digital currency, cryptocurrency, crypto-wallet, mining, bitcoin, cryptocurrency seizure, legalization, bribe, subject of theft.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-35-38

Проблемы ответственности за автоматизированный сбор (скрейпинг) данных в сети Интернет

Соловкин С.В.

Аннотация. Цель исследования. Применение технологий скрейпинга (автоматизированного сбора) данных в сети Интернет стало повсеместным и осуществляется различными субъектами как в коммерческих, так и некоммерческих целях. Тем не менее вопрос о правомерности осуществления скрейпинга с позиции уголовного права России остается открытым и не получил надлежащего раз­решения в доктрине и практике. Цель исследования состоит в решении вопроса о потенциальной применимости некоторых норм действующего УК РФ к отношениям, связанным с использованием скрейпинга в разных ситуациях. Методы исследования. Основными методами исследования яв­ляются общенаучные методы (синтез и системный анализ) и частнонаучные методы (формально- юридический метод и метод юридического толкования). Результаты. Автором проанализированы действующие нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за преступления в сфере компью­терной информации. Определены специальные условия, при которых рассматриваемые уголов­но-правовые составы могут быть потенциально применимыми к отношениям по использованию скрейпинг-систем. Сделаны выводы о том, что действующее уголовное законодательство в сфере компьютерной информации в целом отвечает потребности общества в привлечении скрейперов к ответственности при определенных условиях. Действующий УК РФ не криминализирует как соз­дание и распространение скрейпинг-систем, так и их использование в деятельности субъектов. Однако включение в скрейпинг-системы модулей, позволяющих получать доступ к информации, размещенной в сети Интернет в ограниченном режиме, предопределяет преступный характер со­ответствующих действий.

Ключевые слова: защита данных, информационная безопасность, компьютерная безопас­ность, информационное право, большие данные, персональные данные, скрейпинг, программное обеспечение, уголовная ответственность, компьютерные преступления.

Abstract. Purpose. The use of data scraping technologies aimed at automated data collection and extraction has become ubiquitous. Various entities and individuals use the data scraping software for both commercial and non-commercial purposes. However, under Russian criminal law, the question of the data scraping legality remains open. Thus, the purpose of the study is to address the issue of applicability of the criminal law rules to the use of data scraping technologies. The main research methods are some general scientific methods (synthesis and system analysis) and some private scientific methods (the formal legal method and the method of legal interpretation). Result. The author analyzes the provisions of the Criminal Code of the Russian Federation related to the crimes in the sphere of computer information. There is a number of certain cases when the use of scraping systems can lead to data scrapers’ criminal liability. The author concludes that the current criminal law in the field of computer information generally meets the needs of society in bringing data scrapers to liability in some cases. In particular, Russian criminal law does not criminalize the creation, distribution and use of scraping systems per se. However, scraping of information published in a limited regime predetermines the prohibited nature of these actions."

Keywords: data protection, information security, computer security, information law, big data, personal data, scraping, software, criminal liability, computer crimes.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-39-42

Проблемы и перспективы использования цифровых технологий в подготовке юристов для правотворчества

Комин А. В.

Аннотация. Цель. В статье анализируются влияние развития информационных технологий на юридическую профессию и связанные с этим изменения в области юридического образования. Также в работе затрагивается проблема соотношения юридического и инженерного мышления в контексте создания юридического ПО. Автором рассматриваются возможные модели изменения классической роли юриста при создании LegalTech-продуктов, а также анализируются последствия выбора той или иной модели. Методы исследования. Материалами для исследования послужили материалы практики использования цифровых технологий в правотворческом процессе. Данное исследование основывается на методе юридического прогнозирования. Результаты. Заявлены на концептуальном уровне компетенции, которыми должен обладать юрист, участвующий в разра­ботке проектов в сфере LegalTech. Кроме того, автором определяется перечень возможных мер, которые могли бы быть приняты государством и научным сообществом для удовлетворения воз­растающего спроса на междисциплинарных специалистов-правоведов на рынке труда. Дискуссия. Постулируется идея о необходимости «третьей роли» (роли интегратора с юридическим образова­нием) в привычной двухэлементной модели взаимодействия «юрист - разработчик».

Ключевые слова: Legal Tech, юридическое образование, цифровые технологии, междисципли­нарность, юридическое мышление, правотворчество, правовая грамотность, цифровая грамотность.

Abstract. Purpose. The article analyzes the impact of information technology development on the legal profession and changes in the field of legal education. The article also touches on the issue of the relationship between legal and engineering thinking in the context of legal software development. The author considers possible models for alteration of the classical role of a lawyer in the process of LegalTech products creation, and he also analyzes the consequences of choosing a particular model. Methods of research. The materials for the study were materials of the practice of using digital technologies in the law- making process. Results. At the end of the article an attempt is made to define (at least at the conceptual level) the competencies that a lawyer who participates LegalTech projects developments should possess. In addition, the author defines a list of possible measures that could be taken by the state and the scientific community to meet the growing demand for interdisciplinary legal professionals. Discussion. The idea of the need for a «third role» (the role of an integrator with a legal education) in traditional two-element model of interaction «lawyer - developer» is postulated."

Keywords: Legal Tech, legal education, digital technologies, interdisciplinarity, legal thinking, lawmaking, legal literacy, digital literacy.

 

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-3-43-45

О целесообразности создания представительств» органов власти в социальных сетях

Савоськин А.В., Руколеев В.А.

Аннотация. В статье поднят вопрос целесообразности создания и ведения органами власти официальных страниц в социальных сетях для размещения информации о своей деятельности, с учетом изменений федерального законо­дательства, предписывающих с 2022 года органам власти и подведомственным им организациям открывать «пред­ставительства» на коммуникативных платформах. Материалы и методы исследования: основой для написания статьи явились нормативные правовые акты, научные статьи и диссертации по рассматриваемой и смежным темам. В процессе исследования использованы общенаучные и специально-юридические методы, среди которых можно вьделить общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), системный метод, а также формально-юридический метод. Результаты: по завершении исследования сделан вывод, что наличие официальных страниц благоприятствует обороту информации в обществе. Однако следует разрешить проблему верификации поль­зователей, чья цель регистрации в социальной сети выходит за рамки коммуникации личного характера, пусть даже с неограниченным кругом лиц. Дискуссия: авторы не поддерживают позицию ряда ученых-юристов о необходимости дополнения перечня легальных способов предоставления информации информированием населения посредством официальных страниц органов власти в социальных сетях. Социальные сети имеют значительный пользователь­ский охват, но фактически будут вторичным источником информации, уступая официальным сайтам органов власти и сетевым изданиям.

Ключевые слова: органы власти, информация, информационные ресурсы, сеть Интернет, сетевые издания, социальные сети, официальные сайты, платформа, верификация, аккаунт, пользователи.

Abstract. Purpose: the scientific article discusses the feasibility of creating and maintaining official pages in social networks by the authorities. In the summer of 2022, changes were made to federal legislation. The amendments require government bodies and organizations subordinate to them to open «representative offices» in social networks. This increases the relevance of the research topic and is of great research interest. Materialsand methods of research: the basis for writing the article was the current regulatory legal acts, scientific articles and dissertations. In the course of the research, general scientific and special legal methods were used, among which general logical methods of cognition (analysis, synthesis, induction, deduction, generalization), a systematic method, and a formal legal method can be distinguished. Results: at the end of the study, it was concluded that the presence of official pages favors the circulation of information. However, we do not consider social networks to be the best place to host official accounts. We believe that it is premature to create accounts with the authorities in social networks. The problem of user verification should be resolved if they intend to communicate not only of a personal nature. Discussion: we object to the topic of scientists who propose to oblige the authorities to create their own accounts on social networks. Social networks have a significant user reach, but in fact remain a secondary source of information. They are inferior to the official websites of the authorities and online publications.

Keywords: authorities, information, information resources, the Internet, online publications, social networks, official websites, platform, verification, account, users."