Лопатин В.Н. Об информационном разоружении и экономическом поражении или о конкуренции и рейтингах в науке

Лопатин В.Н. [1]

Аннотация. Статья подготовлена на основе доклада автора на совместном заседании Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции, Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ по праву и Президиума ФАС России  24 октября 2017 г. Целью автора является исследование причин несоответствия заявленных приоритетов технологической модернизации и инновационного развития и целевых показателей, в качестве которых были предложены публикации и патенты/патентные заявки.  Методы: сравнительный правовой и экономический анализ, статистических наблюдений, формально логический,   научное моделирование. Результат: При периодизации становления государственной политики в этой области (4 этапа)  за 25 лет автор показывает, что по этим показателям Россия лидирует в мире: внутренние национальные расходы на науку – 8 место в мире; по числу патентных заявок и получаемых патентов – 6-7 место в мире. РАН занимает 3-е место в мире по количеству научных публикации среди 2080 лучших научно- исследовательских организации. В то же время. В то же время Россия имеет только 0,3 -0,5 % продажи доли наукоемкой продукции в мировой торговле. По оценке Минэкономразвития России, существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. С созданием ЕАЭС  с 1 января 2015г., курс на бесплатный экспорт отечественных  разработок в виде «информационного сырья» для США и стран ЕС  был сохранен. К основным негативным последствиям использования  в качестве основных целевых показателей индикаторов информационной открытости (число публикаций и их цитируемость, число патентных заявок  и патентов) для оценки результативности  научной деятельности в РФ автор относит: недостижение ключевых целей инновационного развития и обеспечения конкурентосопобности; сохранение прежней структуры  расходов на  НИОКР с малым  участием бизнеса; высокая коррупциогенность сферы госзакупок на НИОКР; «дырявая» учетная политика в отношении результатов НИОКР, созданных при бюджетном финансировании, что ведет к росту «серого» и «черного»  оборота и экспорта  таких РИД и прав на них; рост недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности;  монополизация деятельности по оценке результативности российской науки (по публикациям и их цитированию)  в  частных кампаниях, в т.ч. находящихся за рубежом, и  создание  на этой основе специального сектора бизнеса, нередко основанного на недобросовестной  конкуренции. Настоятельно необходим переход в  системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты,  через которые  мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях), к показателям  экономики интеллектуальной собственности.

Подробнее...

© журнал "Информационное право", 2005—2024

Professional Joomla Templates - 888 Poker Review