Лопатин В.Н. Об информационном разоружении и экономическом поражении или о конкуренции и рейтингах в науке
Лопатин В.Н. [1]
Аннотация. Статья подготовлена на основе доклада автора на совместном заседании Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции, Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ по праву и Президиума ФАС России 24 октября 2017 г. Целью автора является исследование причин несоответствия заявленных приоритетов технологической модернизации и инновационного развития и целевых показателей, в качестве которых были предложены публикации и патенты/патентные заявки. Методы: сравнительный правовой и экономический анализ, статистических наблюдений, формально логический, научное моделирование. Результат: При периодизации становления государственной политики в этой области (4 этапа) за 25 лет автор показывает, что по этим показателям Россия лидирует в мире: внутренние национальные расходы на науку – 8 место в мире; по числу патентных заявок и получаемых патентов – 6-7 место в мире. РАН занимает 3-е место в мире по количеству научных публикации среди 2080 лучших научно- исследовательских организации. В то же время. В то же время Россия имеет только 0,3 -0,5 % продажи доли наукоемкой продукции в мировой торговле. По оценке Минэкономразвития России, существенной проблемой является отсутствие действенных механизмов перевода новых научных знаний в прикладные результаты. С созданием ЕАЭС с 1 января 2015г., курс на бесплатный экспорт отечественных разработок в виде «информационного сырья» для США и стран ЕС был сохранен. К основным негативным последствиям использования в качестве основных целевых показателей индикаторов информационной открытости (число публикаций и их цитируемость, число патентных заявок и патентов) для оценки результативности научной деятельности в РФ автор относит: недостижение ключевых целей инновационного развития и обеспечения конкурентосопобности; сохранение прежней структуры расходов на НИОКР с малым участием бизнеса; высокая коррупциогенность сферы госзакупок на НИОКР; «дырявая» учетная политика в отношении результатов НИОКР, созданных при бюджетном финансировании, что ведет к росту «серого» и «черного» оборота и экспорта таких РИД и прав на них; рост недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности; монополизация деятельности по оценке результативности российской науки (по публикациям и их цитированию) в частных кампаниях, в т.ч. находящихся за рубежом, и создание на этой основе специального сектора бизнеса, нередко основанного на недобросовестной конкуренции. Настоятельно необходим переход в системе оценок и индикативных показателей, в т.ч. на стратегическом, программном, региональном и корпоративном уровнях от информационных показателей (публикации и патенты, через которые мы бесплатно извещаем весь мир о своих достижениях), к показателям экономики интеллектуальной собственности.