Конкуренция в цифровую эпоху
В рамках V Московского юридического форума в зале коллегии ФАС России 6 апреля 2018г. состоялась научно-практическая конференция "Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху".
С основными докладами выступили: Сергей Пузыревский и Анатолий Голомолзин - заместители руководителя ФАС России, которые рассказали о тенденциях в антимонопольном регулировании и конкурентной политике в связи с цифровой повесткой дня в мире и дали характеристику новых подходов и показателей в рамках "пятого антимонопольного пакета" законодательных мер, предлагаемых ФАС России: доминирующее положение, сетевые эффекты и ценовой алгоритм.
В настоящее время, по их оценке, критерии определения рыночной власти изменяются. Многие компании получают рыночную власть, не имея доли на товарном рынке, а владея большими объемами данных и контролируя информационные платформы. Необходимо оперативно реагировать на новые вызовы. "В связи с этим ФАС подготовлен «пятый антимонопольный пакет». Сейчас он проходит публичное обсуждение с заинтересованными участниками рынка, - сообщил Сергей Пузыревский. – Его основное призвание обеспечить эффективный антимонопольный контроль на цифровых рынках. Законопроект пересматривает критерии определения доминирующего положения на рынке и применение антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности. ....Закон о защите конкуренции не распространяется на антиконкурентные действия и соглашения по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Это привело к тому, что крупные иностранные правообладатели получают необоснованные преимущества в ущерб развитию конкуренции на товарных рынках. Учитывая особенности цифровой экономики и постановление Конституционного суда необходимо распространить действие Закона о защите конкуренции на действия и соглашения по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и определить особенности применения антимонопольного законодательства на цифровых рынках"..
Владимир Лопатин - генеральный директор Корпорации интеллектуальной собственности РНИИИС, председатель межгосударственного (МТК 550) и национального технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность» ТК481, доктор юридических наук, профессор выступил с докладом на тему "Рынок интеллектуальной собственности как условие лидерства и конкурентоспособности в цифровой экономике". Предложив понимать под цифровой экономикой - производство и оборот товаров, работ/услуг и финансов с преимущественным использованием цифровых технологий с высокой добавленной стоимостью от коммерциализации интеллектуальной собственности, докладчик подробно остановился на анализе закономерностей развития мировой торговли в сфере интеллектуальной собственности и их особенностях для России и стран ЕАЭС. Так, при переходе к цифровой экономике конкуренция, в т.ч. недобросовестная на рынках, где используется интеллектуальная собственность, будет расти. Сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на РИД и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких объектов патентного права. В числе механизмов и первоочередных мер антимонопольного регулирования докладчик предложил:
- отказ от информационных показателей оценки эффективности НИОКР и научных организаций и переход к экономическим показателям;
- введение антикоррупционных стандартов при госзакупках на выполнение НИОКР;
- стандартизации правил учетной политики, распределения прав на РИД, выбор способов их правовой охраны и оборот исключительных прав на них.
Так в отношениях Минобороны РФ, как госзаказчика, с предприятиями ОПК при заключении Типового лицензионного договор возможны злоупотребления (проблемы):
соотношение документации и РИД в предмете договора и несоблюдение ряда существенных условий лицензионного договора (перечень РИД, их наименование, авторы, начало и срок правовой охраны; территория, способы и срок использования);
необоснованное расширение предмета лицензионного договора (включение в предмет лицензионного договора - создание новых РИД и закрепление прав на них, хотя это предмет госконтракта);
возмездность лицензии на использование РИД, где права РФ, для выполнения госконтракта, что ведет к росту стоимости конечной продукции и снижению ее конкурентоспособности (хотя по ГК РФ – возможна безвозмездность);
безвозмездность использования РИД, созданных без привлечения средств бюджета, где права принадлежат исполнителям госконтракта и третьим лицам, для целей исполнения госконтракта.
Наряду с решением указанных проблем, первоочередного внимания требует "дырявая" учетная политика, где помимо учета госзаказчиками действуют шесть основных систем госучета НИОКР и их результатов (Казначейство, Роспатент, Минобрнауки, Минкомсвязи, Минкультуры, Росимущество). На 01.01.2017г. в Едином реестре РИД ВСДН (Роспатент, постановление Правительства РФ от 26.02.2002г. № 131) - 29 249 объектов (на 1.01.2008- 325), где права РФ, на которые оформлены регистрационные свидетельства (не является документом, подтверждающим правообладание). В то же время за РФ зарегистрированы права на 7088 РИД, (по данным Роспатента), в т.ч.: 2978 - изобретений, 1055 - полезных моделей, 72 - промышленных образца), а также 2983 РИД (ПЭВМ и БД), зарегистрированных в добровольном порядке в Роспатенте. В ЕГИСУ НИОКР гражданского назначения (Минобрнауки России, Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 327) - в учетной политике среди видов РИД не указаны объекты авторского права (произведения науки и иные произведения), объекты смежных прав (содержание баз данных), а также сложные объекты (единая технология и мультимедийный продукт. Кроме того, федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в Реестре федерального имущества (Росимущество, Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447). По данным отчета Счетной Палаты РФ за 2016 год, «сведения информационных систем Росимущества о количественном составе и структуре имущества казны не актуальны и не соответствуют показателям иных ведомств». С учетом приведенных данных, докладчик сделал вывод: при финансировании из бюджета свыше 85% НИОКР единой системы госучета прав РФ на РИД в н.в. не существует.
Кроме того, на конференции выступили:
- Мария Егорова, профессор кафедры конкурентного права МГЮА им.О.Е. Кутафина (новые вызовы цифровой экономики конкурентному праву: защита криптовалютного бизнеса, совершенствование системы правового регулирования информационного посредничества, правовой режим смарт-контактов);
- Денис Гаврилов, к.ю.н., адвокат АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА им. О.Е. Кутафина (особенности пресечения злоупотреблений доминирующим положением на цифровых рынках предполагают новые инструментарии в виде оценки сетевых эффектов и многосторонних платформ, и могут быть развиты в виде параллельных изменений в подзаконные акты и с учетом практики уже рассмотренных ФАС России дел против крупнейших мировых IT компаний);
- Сергей Паращук, руководитель магистерской программы «Конкурентное право» Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова ( о разработке инструментария, изучении проблематики рыночной власти на цифровых рынках и возможных правонарушений в этой сфере, в т.ч. о возможности привлечения к юридической ответственности при их совершении с участием роботов);
- Дмитрий Серегин, к.ю.н., советник, юридическая фирма «ЮСТ» (о проблемах защиты конкуренции в сфере IT -технологий);.
- Алексей Иванов, директор института права и развития ВШЭ — Сколково (о контроле экономической концентрации на цифровых рынках, где важно предупредить причинение вреда для конкуренции «на входе»);
- Елена Войниканис, ведущий сотрудник института права и развития ВШЭ - Сколково (анализ зарубежного опыта защиты процесса инноваций на примерах кейсов слияния DuPont Co. и Dow Chemical Co, Nielsen и Arbitron);
- Виталий Калятин, главный юрист по интеллектуальной собственности ООО УК «РОСНАНО», к.ю.н. (о противоречиях антимонопольного и гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности и его достаточности).