Информационное право №1 - 2021
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
-
Статья подготовлена на основе пленарного доклада автора в рамках XII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», который прошел в Москве (на базе МГЮА) 30 октября 2020 г. Актуальность. Картели на торгах во всем мире считаются одним из самых опасных экономических преступлений. В Европе за них предусмотрены гигантские штрафы, в Америке — уголовная ответственность топ-менеджеров компаний. Для России картели на торгах представляют реальную угрозу экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с государственным участием. Поскольку почти все торги сегодня осуществляются в электронной форме («в цифре»), разработка автоматизированной системы выявления признаков картельного сговора («Большой цифровой кот») имело объективную основу. Методология: в основу были положены как собственные наработки ФАС России, так и полученные в рамках Соглашения о сотрудничестве между ФАС России и Российской академией наук (2012), которое нужно рассматривать как естественное стремление к синергии науки и практики в сфере формирования и реализации конкурентной политики страны. Результат. Одним из наиболее значимых для всего мира и для России проявлений четвертой промышленной революции стал новый тоталитарный монополизм цифровых компаний — IT-гигантов, которые получили невиданные прежде возможности для злоупотребления монопольным положением на мировых товарных рынках. Созданная цифровыми компаниями система управления Big Data порождает полную иллюзию свободы выбора и конкуренции. В условиях пандемии ФАС России создан механизм ежедневного мониторинга цен на социально значимые товары в торговых сетях, реагирования на все случаи необоснованного роста цен на продукты питания, выдачи предупреждений как производителям, так и поставщикам товаров, торговым сетям. Этот механизм доказал свою эффективность. Дискуссия. Цифровая экономика несет в себе не только потенциал новых вызовов для традиционной модели регулирования конкуренции, но и новых эффективных решений в условиях чрезвычайной экономической ситуации, что важно учитывать при разработке и реализации нового Национального плана развития конкуренции на 2021–2025 гг.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, защита от недобросовестной конкуренции, ФАС России, наука, РАН, конкурентное право, цифровая экономика, информационные технологии, информационные монополии.
Antimonopoly Regulation in Russia: The Practice and Prospects of Solution of Knowledge-Intensive Tasks in the Digital Economy
The article is based on the author’s plenary report within the framework of the XII International Forum “Innovative Development through the Intellectual Property Market”, which was held in Moscow (on the basis of the MSAL) on 30.10.2020. Relevance. Cartels at auction around the world are considered one of the most dangerous economic crimes. In Europe, they are subject to huge fines, in America-criminal liability of top managers of companies. For Russia, the cartels at the auction represent a real threat to the economic security of the country, causing significant damage to the budgets of the state and companies with state participation. Since almost all trades today are carried out in electronic form (“in digital form”), the development of an automated system for detecting signs of cartel collusion (“Big Digital Cat”) had an objective basis. Methodology: the basis was based on both the FAS Russia’s own developments and those obtained under the Cooperation Agreement between the FAS Russia and the Russian Academy of Sciences (2012), which should be considered as a natural desire for synergy of science and practice in the formation and implementation of the country’s competition policy. Result. One of the most significant manifestations of the fourth industrial revolution for the whole world and for Russia was the new totalitarian monopolism of digital companies — IT giants, which received unprecedented opportunities to abuse their monopoly position in the world commodity markets. The Big Data management system created by digital companies creates a complete illusion of freedom of choice and competition. In the context of the pandemic, the FAS of Russia has created a mechanism for daily monitoring of prices for socially important goods in retail chains, responding to all cases of unjustified increases in food prices, issuing warnings to both manufacturers and suppliers of goods, retail chains. This mechanism has proven its effectiveness. Discussion. The digital economy carries not only the potential for new challenges to the traditional model of competition regulation, but also new effective solutions in an emergency economic situation, which is important to take into account when developing and implementing a new National Competition Development Plan for 2021–2025.
Key words: antimonopoly regulation, competition, protection from unfair competition, FAS of Russia, science, RAS, competition law, digital economy, information technologies, information monopolies.
Антимонопольное регулирование в России: практика и перспективы решения наукоемких задач в цифровой экономике С. 4-7
-
Цель. В статье, подготовленной на основе пленарного доклада автора, представленного на XII Международном форуме «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшем в Москве в МГЮА 30 октября 2020 г., анализируются вопросы стратегии обеспечения конкурентоспособности ЕАЭС в условиях заявленной цифровизации. Методология: подробно на основе сравнительного анализа исследуются рейтинги и показатели результативности научных исследований и разработок, новые риски и вызовы, связанные с цифровизацией и предлагаются подходы и практические решения с позиций обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, как стран ЕАЭС и СНГ, так и ЕАЭС в целом. Дискуссия. Автор предлагает изменить отношение к международным рейтингам и показателям. На основе результатов сравнительного анализа данных международных рейтингов и статданных в области ИКТ (на примере РФ), автор делает вывод: за 10 лет в РФ в области ИКТ при росте внутренних затрат на R&D (% к ВВП) — на 10%, числа патентных заявок — на 30%, числа публикаций в базе данных Scopus — в 3,8 раза, валовая добавленная стоимость сектора ИКТ снизилась (с 2,8% до 2,6% ВВП). Результаты. Автор выделил новые вызовы и риски в сфере обеспечения конкурентоспособности в условиях евразийской интеграции, связанные с цифровизацией. Рекомендации по разрешению проблем евразийской интеграции, включая вопросы цифровизации, гармонизации законодательства и стандартизации в ЕАЭС и СНГ, подробно отражены в Итоговом документе XII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», разработанном с непосредственным участием автора.
Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, СНГ, Евразийский экономический Союз, цифровая экономика, цифровизация, трансграничное пространство доверия, рейтинги, показатели, информация, вызовы и риски, гармонизация законодательства.
Digitalization and Competitiveness within the Framework of the Eurasian Integration
Purpose. The article, prepared on the basis of the author’s plenary report presented at the XII International Forum “Innovative Development through the Intellectual Property Market”, held in Moscow at the MSLA on October 30, 2020, analyzes the issues of the strategy for ensuring the competitiveness of the EAEU in the context of the declared digitalization. Methodology: the author conducts a study on the basis of the comparative legal and economic analysis, statistical surveys, methods analogy, scientific forecasting and modeling. Discussion. The author suggests changing the attitude to international ratings. Based on the results of the comparative analysis of international rankings and statistical data on ICT (for example, the Russian Federation), the author concludes: over 10 years in the Russian Federation in the Field of ICT in the growth of domestic expenditure on R&D (% of GDP) by 10%, the number of patent filings by 30%, the number of publications in Scopus database is 3.8 times, the gross value added of the ICT sector decreased (from 2.8% to 2.6% of GDP). Results. The author highlighted the new challenges and risks in the field of ensuring competitiveness in the context of Eurasian integration associated with digitalization. Recommendations for solving the problems of Eurasian integration, including issues of digitalization, harmonization of legislation and standardization in the EAEU and the CIS, are reflected in detail in the Final Document of the XII International Forum “Innovative development through the intellectual property Market”, developed with the direct participation of the author.
Key words: competitiveness, state regulation, the CIS, the Eurasian Economic Union, digital economy, digitalization, cross-border trust space, ratings, indicators, information, challenges and risks, harmonization of legislation
Цифровизация и конкурентоспособность в рамках евразийской интеграции С. 8-14
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
-
Цель. Оперативно-розыскные мероприятия представляют собой методы получения информации, в том числе конфиденциальной, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Рассматриваются на основе сравнительно-правового анализа понятия всех 15 регламентированных в настоящее время оперативно-розыскных мероприятий, показываются их различия и сходства в контексте информационного права. Кроме того, приводятся примеры проведения указанных мероприятий. В тексте дан ответ на часто задаваемый вопрос, какое из оперативно-розыскных мероприятий чаще используется в доказывании по уголовным делам. Статья имеет большое значение для изучения и развития информационного права в ходе оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, информация, информационное право, опрос, наведение справок, получение образцов, наблюдение, контроль почтовых отправлений, снятие информации, персональные данные, тайна.
Criminal Intelligence and Surveillance Operations: The Concepts, Informational and Legal Aspect
Purpose. Operational-search measures are methods of obtaining information, including confidential information, in the course of operational-search activities. Based on a comparative legal analysis, the concepts of all 15 currently regulated operational search measures are considered, and their differences and similarities in the context of information law are shown. In addition, examples of these activities are given. The text provides an answer to a frequently asked question, which of the operational-search measures is more often used in proving criminal cases. The article is of great importance for the study and development of information law in the course of operationalsearch activities.
Key words: operational-search activity, operational-search activities, information, information law, the survey, making inquiries, receiving samples, monitoring, controlling mail, taking information, personal data, secret.
Оперативно-розыскные мероприятия: понятия, информационно-правовой аспект С. 15-22
-
Статья основана на научном докладе, сделанном автором на заседании Ученого совета Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 28 декабря 2020 г. Автор поднимает ряд важнейших теоретических проблем, с которыми сталкивается наука информационного права в современный период цифровой трансформации, обозначает ключевые проблемы и векторы развития информационного права как молодой юридической науки и отрасли права и законодательства. Автором использовались методы: анализа и синтеза, метод диалектического развития, системного анализа, сравнительный правовой метод исследования, метод правового моделирования и другие. Результат. В статье делается ряд выводов о влиянии цифровой трансформации на информационное право. Прежде всего происходит расширение предмета информационного права, обусловленное как развитием информационно-правовых норм, устанавливающих основы регулирования информационных отношений, правовой режим новых объектов, правовой статус новых субъектов информационной сферы, так и развитием отраслевых информационных отношений. Развитие методов информационного права связывается автором с нелинейностью использования отдельных способов, приемов и средств правового регулирования. Отмечается важность применения системы технико-юридических средств воздействия на информационные отношения. Также активное применение находит и использование приемов экспериментальных правовых режимов, юридических фикций и правового моделирования в условиях экстраординарных режимов чрезвычайных ситуаций и повышенной готовности в условиях «коронавирусной» реальности. Трансформируется и правовой категориальный аппарат, который меняется под техническим воздействием и обусловливается техническими процессами цифровизации. Результатом является появление в праве огромного количества понятий из технической сферы, которые нуждаются в постоянной корректировке в связи со стремительным развитием и обновлением информационных технологий, изменением их правового восприятия. Делается вывод о том, что цифровое право — это сегодня институт информационного права, что требует принятия базового Федерального закона «О цифровых технологиях», в котором можно было бы закрепить основные понятия в сфере цифровой среды, принципы регулирования цифровых отношений, цифровые технологии, правовой статус ряда субъектов цифровой среды, особенности разработки и использования цифровых технологий, а также другие вопросы.
Ключевые слова: информационное право, цифровая трансформация, предмет и метод информационного права, понятийный аппарат, система информационного права, цифровое право, актуальные проблемы развития информационного права.
Relevant Problems of Information Law in Conditions of the Digital Transformation
The article is based on a scientific report made by the author at the meeting of the Academic Council of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) on December 28, 2020. The author raises a number of the most important theoretical problems faced by the science of information law in the modern period of digital transformation. The article does not aim to reveal this or that problem in detail. The author identifies the key problems and vectors of development of information law as a young legal science and branch of law and legislation. Methodology: the author used the following methods: analysis and synthesis, dialectical development method, system analysis, comparative legal research method, legal modeling method, and others. Results. The article draws a number of conclusions about the impact of digital transformation on information law. First of all, the expansion of subject of information rights, due to the development of information and legal rules that establishes the bases of regulation of information relations, the legal regime of new facilities, the legal status of new entities in the information sphere and the development of industrial relations information, related processing and use information using various information, including digital technologies in specific areas of public life. The development of the method of information law is associated by the author with the non-linearity of the use of individual methods, techniques and means of legal regulation. The importance of applying a system of technical and legal means of influencing information relations is noted. It includes a set of techniques and tools that allow extrapolation of technical regulatory mechanisms, technical norms into new models of legal and mixed regulation of information, including digital relations, related to the processing of large amounts of data and the use of modern end-to-end digital technologies. Also, the use of methods of experimental legal regimes, legal fictions and legal modeling in the conditions of extraordinary emergency regimes and high readiness in the conditions of «coronavirus» reality is actively used. The legal categorical apparatus is also being transformed, which changes under the technical influence and is conditioned by the technical processes of digitalization. The result is the emergence in law of a huge number of concepts from the technical sphere, which need constant adjustment in connection with the rapid development and updating of information technologies, changes in their legal perception. The article also raises the question of the place of digital law in the legal system of Russia. It is concluded that today it is an institute of information law. Their rapid development requires, first and foremost, the basic Federal law «About a digital technology» in which it would be possible to extend the basic concepts of digital environment, the principles of regulation of digital relationships, digital technologies, legal status of a number of constituent entities of the digital environment, particularly in the development and use of digital technologies, as well as other issues.
Key words: information law, digital transformation, subject and method of information law, conceptual apparatus, information law system, digital law, actual problems of information law development.
Актуальные проблемы информационного права в условиях цифровой трансформации С. 23-27
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО
-
Цель. Исследование теории и практики реализации электронной коммерции в условиях цифровизации на предмет определения особенностей трансформации структуры и сущности данного сегмента экономической деятельности. Методология: работа базируется на использовании разнообразных современных методов познания, разработанных наукой и апробированных практикой, включая сравнительный метод, системный метод, методы анализа и синтеза. Выводы. На основе проведенного комплексного анализа автором сделаны выводы о том, что для эффективного развития экономических отношений в цифровой среде в России необходима особая законодательная стратегия, которая должна быть разработана с учетом анализа международного правового регулирования и лучших зарубежных практик. Стремительное развитие цифровых технологий и расширение возможных направлений их применения в экономическом секторе характеризуется трансформацией объектного и субъектного состава таких отношений. При этом меняется по только структура электронной коммерции, но и формы взаимодействия субъектов. Цифровизация экономической деятельности затрагивает все существенные условия договорных отношений между субъектами, что требует внесения соответствующих изменений в законодательство, в частности, по вопросам формы сделок; требований к содержанию и форме цифровой оферты и акцепта; требований к отдельным видам договоров, связанных с особенностями цифровых отношений; критериев квалификации в качестве оферты или акцепта действий продавца и покупателя при электронной торговле. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование развивает теоретические и практико-ориентированные положения информационного права и смежных с ним отраслей права в вопросах правового регулирования электронной коммерции в условиях цифровизации.
Ключевые слова: информация, цифровые технологии, электронная коммерция, электронная торговля, электронная сделка, оферта и акцепт, цифровая экономика, идентификация, цифровые финансовые активы, цифровизация.
E-Commerce Development Peculiarities in Conditions of Digitalization
Purpose. The research of the theory and practice of implementing e-commerce in the context of digitalization in order to determine the features of the transformation of the structure and essence of this segment of economic activity. Methodology: the work is based on the use of a variety of modern methods of cognition developed by science and tested in practice, including the comparative method, the system method, methods of analysis and synthesis. Results. Based on the comprehensive analysis, the author concludes that for the effective development of economic relations in the digital environment in Russia, a special legislative strategy is necessary, which should be developed taking into account the analysis of international legal regulation and best foreign practices. The rapid development of digital technologies and the expansion of possible areas of their application in the economic sector is characterized by the transformation of the object and subject composition of such relations. At the same time, not only the structure of e-commerce is changing, but also the forms of interaction between the subjects. Digitalization of economic activity affects all the essential conditions of contractual relations between entities, which requires making appropriate changes to the legislation, in particular, on the form of transactions; requirements for the content and form of digital offers and acceptances; requirements for certain types of contracts related to the specifics of digital relations; criteria for qualifying as an offer or acceptance the actions of the seller and the buyer in electronic commerce. Discussion. The conducted research develops the theoretical and practice-oriented provisions of information law and related branches of law in matters of legal regulation of e-commerce in the context of digitalization.
Key words: information, digital technologies, e-commerce, e-trade, electronic transaction, offer and acceptance, digital economy, identification, digital of financial assets, digitalization.
Особенности развития электронной коммерции в условиях цифровизации С. 28-32
-
Проблема. В качестве системных факторов, влияющих на эффективность телеработы, выступают правовые, организационные и технологические условия использования ИКТ, реализация которых связана с рядом типичных трудностей общемирового характера. Методология: В исследовании использованы методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения зарубежных практик по совершенствованию правил телеработы. Результаты. Проанализированы материалы практики, а также как зарубежное, так и федеральное законодательство, регулирующее механизмы организации дистанционного режима труда. В качестве приоритетных задач в области инновационного развития трудовых отношений на базе использования цифровых технологий обозначены: наращивание инфраструктуры, наличие современных аппаратных средств и инструментов для реализации телеработы; защита и обеспечение конфиденциальности данных; организация и развитие электронного документооборота; профессиональное обучение, подготовка и развитие кадров. Особое внимание уделено аргументации авторской позиции в отношении категории «дистанционное присутствие работника», что означает замену поездки и присутствия на стационарном рабочем месте, территории или объекте работодателя на присутствие работника в целях выполнения трудовых функций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет». Автор предлагает данный способ реализации функциональных обязанностей закрепить в трудовом законодательстве. Также, опираясь на международный опыт, автор предлагает дополнить правовой статус дистанционного работника «правом на отключение» от всех видов связи и технических устройств после окончания рабочего дня. Данное право направлено на предотвращение двойственности времени труда и отдыха, и должно обеспечивать психологическое здоровье.
Ключевые слова: телеработа; информационные технологии; дистанционный режим труда; электронный документооборот; дистанционное присутствие; организация дистанционной работы; правовой статус дистанционного работника.
Peculiarities of the Legal Regulation of Distant Work of an Employee in Russia and Abroad
Problem. The legal, organizational and technical conditions for the use of ICTs are considered as systemic factors affecting the effectiveness of telework, the implementation of which is associated with a number of typical global difficulties. Methodology: The research is based on the methods of analysis and synthesis, comparative law of foreign practices for improving the rules of teleworking. Results. The materials of the practice, as well as both foreign and federal legislation regulating the mechanisms of organizing remote labor regime, are analyzed. The priority tasks in the field of innovative development of labor relations based on the use of digital technologies are: building infrastructure, availability of modern hardware and tools for the implementation of telework; data protection and confidentiality; organization and development of electronic document management; professional training, training and development of personnel. Special attention is paid to the argumentation of the author’s position in relation to the category of “remote presence of an employee”, which means replacing travel and presence at a stationary workplace, territory or object directly or indirectly under the control of the employer, with the presence of an employee in public information and telecommunications networks, including the Internet, in order to perform labor functions. The author suggests that this method of implementing functional responsibilities should be fixed in the labor legislation. Also, based on international experience, the author proposes to supplement the legal status of a remote employee with the “right to disconnect” from all types of communication and technical devices after the end of the working day. This right is aimed at preventing the duality of work and rest time, and should ensure psychological health.
Key words: telework; information technologies; remote work mode; electronic document management; remote presence; organization of remote work; legal status of a remote employee.
Особенности правового регулирования дистанционного труда работника в России и за рубежом С. 33-35
-
Цель. Статья посвящена актуальному вопросу цифровой трансформации экономики. Автором была предпринята попытка оценить действующий правовой подход Европейского союза при определении сущности онлайн-платформ и выделить основные направления его правовой политики в указанной сфере. Методология: в процессе написания работы применялись следующие методы: анализ, сравнительно-правовой, системно-структурный, а также иные общенаучные и частнонаучные правовые методы. Выводы. В результате проведенного исследования автором выделены следующие отличительные особенности, содержащиеся в программных документах развития цифровой экономики и онлайн-платформ Европейского союза: обозначены приоритетные модели регулирования онлайн-платформ — саморегулирование и совместное регулирование; определены ключевые принципы, используемые при реализации политики в отношении онлайн-платформ; установлен точный количественный показатель ВВП Европейского союза после завершения формирования единого цифрового рынка; отражена схожая трактовка дефиниции онлайн-платформ; выделены основные особенности функционирования онлайн-платформ; создана группа экспертов онлайн-платформенной экономики. Теоретическая и практическая значимость состоит в выявлении основных подходов правовой политики Европейского союза по вопросу определения сущности онлайн-платформ.
Ключевые слова: цифровая экономика, Европейский союз, цифровые платформы, правовое регулирование, единый цифровой рынок, оператор платформы, потребители услуг, пользователи.
The Legal Regulation of Online Platforms in the European Union
Purpose. The article is devoted to the current issue of digital transformation of the economy. The author made an attempt to assess the current legal approach of the European Union in determining the essence of online platforms and highlight the main directions of its legal policy in this area. Methodology: in the process of writing the work, the following methods were used: analysis, comparative legal, systemic and structural, as well as other general scientific and specific legal methods. Conclusions. As a result of the study, the author highlighted the following distinctive features contained in the program documents the development of the digital economy and the online platforms of the European Union: the priority model for dealing with online platforms — self-regulation and co-regulation; identifies the key principles used when implementing policy in relation to online platforms; have an accurate quantitative measure of the GDP of the European Union after the completion of the digital single market; reflected a similar interpretation of the definition of online platforms; the main features of the functioning of online platforms are highlighted; groups of experts of the online platform economy are created. Discussion. It consists in identifying the main approaches of the legal policy of the European Union on the issue of determining the essence of online platforms.
Key words: digital economy, the European Union, digital platforms, legal regulation, common digital market, the operator of the platform, the users service, users.
Правовое регулирование онлайн-платформ в Европейском союзе С. 36-38
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
-
Влияние информационных технологий (ИТ) на государство, общество и граждан нельзя недооценивать, все больше общественных отношений формируется при их использовании. В свою очередь, сеть ИТ позволит создать системы коммуникаций устройств, подключенных к Интернет, и передачи больших объемов данных. Внедрение технологии больших данных качественно усиливает предсказательные и прогностические возможности, в том числе для обеспечения цифрового государственного управления. Новые ИТ отношения поставили перед правовым регулированием необходимость решения проблемы обеспечения достоверности, целостности и доступности информации (данных) при применении киберфизических систем, технологии больших данных и других «сквозных технологий». Объясняется это тем, что несформированная система правового регулирования в этой области позволяет возникать таким ситуациям, как: манипулирование данными, их недобросовестное использование, создание цифрового профиля человека, не соответствующего действительности.
Ключевые слова: цифровой профиль человека, целостность, доступность, достоверность данных, информационные технологии, сквозные технологии, государственное управление, правовое регулирование, информационная безопасность.
Assurance of Integrity, Availability and Reliability of Data in Information Security
The impact of information technology (IT) on states, societies, and citizens should not be underestimated, more and more public relations are formed when using them. In turn, the IT network will make it possible to create communication systems for devices connected to the Internet and transfer large amounts of data. The introduction of big data technology qualitatively enhances predictive and predictive capabilities, including for ensuring digital government. New IT relations have put before legal regulation the need to solve the problem of ensuring the reliability, integrity, and availability of information (data) when using cyber-physical systems, big data technology, and other «end-to-end technologies». This is explained by the fact that an unformed system of legal regulation in the field of ensuring the reliability, integrity, and availability of data allows situations such as manipulation of data, their unfair use, and creation of a digital profile of a person that does not correspond to reality. ***
Key words: human digital profile, integrity, availability, data reliability, information technologies, end-to-end technologies, public administration, legal regulation, information security.
Обеспечение целостности, доступности и достоверности данных в информационной безопасности С. 39-44
УЧЕБНИКИ. РЕЦЕНЗИИ
-
Review of the Information Law Textbook by V.N. Lopatin (the Third Amended and Supplemented Edition)
Рецензия на учебник В.Н. Лопатина «Информационное право» (третье издание с изменениями и дополнениями) С. 45-47
-
Review of the Information Law Textbook by V.N. Lopatin (the Third Amended and Supplemented Edition)
Рецензия на учебник В.Н. Лопатина «Информационное право» (третье издание с изменениями и дополнениями) С. 47-48