Информационное право №1 - 2022

Печать

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-4-9

Тенденции развития права на информацию в условиях цифровизации

Терещенко Л.К.

Аннотация. Цель. Статья посвящена анализу существующих векторов развития права на доступ к информации в условиях цифровизации. Методологической основой работы являются общенауч­ные и специальные методы научного познания: диалектический метод, формально-логический метод, включающий в себя анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование и обобщение, а также специальные методы, в том числе формально-юридический метод. Результаты. Были выявлены два разнонаправленных вектора развития права на доступ к информации: вектор на расширение права на доступ к информации и вектор на ограничение доступа. Показаны факторы, способствующие рас­ширению права на доступ к информации. Другим вектором является расширение объема запрещенной информации и информации ограниченного доступа. Показаны факторы, способствующие ограничению доступа к определенной информации.

Ключевые слова: информационное общество, информация, информационные ресурсы, права человека, право на информацию, доступ к информации, открытые данные, запрещенная информация, информация ограниченного доступа, цифровизация, портал открытых данных, управление данными.

Abstract. Purpose. The article is devoted to the analysis of the existing vectors of development of the right of access to information in the conditions of digitalization. The methodological basis of the work is general scientific and special methods of scientific cognition: dialectical method, formal logical method, including analysis and synthesis, induction and deduction, abstraction and generalization, as well as special methods, including the formal legal method. Results. Two multidirectional vectors of the development of the right of access to information were identified: a vector for expanding the right of access to information and a vector for restricting access. The factors contributing to the expansion of the right of access to information are shown. Another vector is the expansion of the volume of prohibited information and restricted access information. The factors contributing to the restriction of access to certain information are shown.**2

Keywords: information, content, human rights, right to information, access to information, COVID-19, pandemic, reliable information, reliability, illegal content, «fake», «fake» information, legal regulation, monitoring, the Internet.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-10-13

Право на доступ к информации в условиях распространения COVID-19: достоверный и «фейковый» контент

Ковалева Н.Н., Анисимова А.С.

Аннотация. Цель. Представленная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с ре­ализацией права граждан на доступ к информации в условиях COVID-19, которая распространяется в сети Интернет. Отмечается, что виртуальное пространство содержит большие объемы информации, доступ к которым у граждан является открытым. Вместе с тем сайты могут содержать как достовер­ные сведения, так и «фейковые». Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе метода сравнительного анализа различных подходов к категории «фейк», основных призна­ков «фейковой» информации, также осуществлялось исследование правовых документов, содержащих сведения о такой информации и ответственности за их распространение. Использовалась совокупность диалектического, формального и системного методов исследования, а также информационный под­ход. В соответствии с ним при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспек­ты, которые существенным образом определяют их состояние и развитие. Результаты. Исследование показало, что, несмотря на наличие официальных сайтов, содержащих официальные данные, граждане часто обращаются к иным сайтам, сведения на которых могут носить недостоверный характер. Было установлено, что основной способ противодействия «фейковой» информации, в том числе о COVID-19, заключается в постоянном мониторинге сети Интернет и блокировке сайтов. Однако нынешние воз­можности мониторинга не отвечают скорости распространения контента в глобальной сети, поскольку он предполагает исключительно ручные методы. В этой связи предлагаются разработка и внедрение компьютерной программы, ориентированной на использование технологий искусственного интеллекта, направленной на поиск и оценку публикуемой в сети информации.

Ключевые слова: информация, контент, права человека, право на информацию, доступ к информа­ции, COVID-19, пандемия, достоверная информация, достоверность, противоправный контент, «фейк», «фейковая» информация, правовое регулирование, мониторинг, сеть Интернет.

Abstract. Purpose. The presented article is devoted to the study of issues related to the implementation of the right of citizens to access information in the context of COVID-19, which is distributed on the Internet. It is noted that the virtual space contains large amounts of information, access to which is open for citizens. At the same time, sites can carry both reliable information and «fake» ones. Methods. The study was conducted on the basis of the method of comparative analysis of various approaches to the category of «fake», the main features of «fake» information, and the study of legal documents containing information about such information and responsibility for their dissemination was also carried out. A combination of dialectical, formal and systematic research methods, as well as an information approach, was used. In accordance with it, when studying any object, process or phenomenon in nature and society, first of all, the most characteristic information aspects for them are identified and analyzed, which significantly determine their state and development. Results. The study showed that despite the presence of official sites containing official data, citizens often turn to other sites, the information on which may be unreliable. It was found that the main way to counter «fake» information, including about COVID-19, is to constantly monitor the Internet and block sites. However, the current monitoring capabilities do not correspond to the speed of content distribution in it, since it involves exclusively manual methods. In this regard, it is proposed to develop and implement a computer program focused on the use of artificial intelligence technologies aimed at searching and evaluating information published on the network. **

Keywords: information, content, human rights, right to information, access to information, COVID-19, pandemic, reliable information, reliability, illegal content, «fake», «fake» information, legal regulation, monitoring, the Internet.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-14-18

Проблемы и перспективы развития цифровой трансформации государственного управления в России

Троян Н.А.

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме влияния современных технологий на цифро­вую трансформацию системы государственного управления, что позволяет обеспечивать новый уровень предоставления услуг для повышения качества жизни граждан. Рассмотрены проблемы и оптимальные пути их решения с учетом стратегических задач российского государства и обще­ства в условиях цифровизации государственного управления. Методология. Намеченные задачи реализованы с помощью общенаучных методов (анализа, синтеза). На основе диалектического метода рассмотрен также процесс цифровой трансформации государственного управления, обо­снована необходимость поэтапного снятия правовых, инфраструктурных и технических ограничений по использованию цифровых технологий в государственном управлении с учетом минимизации ри­сков использования отдельных технологий. Результаты. Автором сделан вывод о том, что Россия сегодня располагает потенциалом современных технологий, имеет влияние на машиночитаемое право, и необходимо сформировать новые подходы и научные обоснования концептуального по­ложения. Данная конструкция стратегического планирования должна быть интегрирована в систему экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуника­ционных технологий, что, безусловно, повлияет на трансформацию системы российского права, включая и информационное право.

Ключевые слова: информационное общество, цифровая трансформация, цифровая платфор­ма, информационно-телекоммуникационные технологии, государственное управление, облачные сервисы, цифровая зрелость, искусственный интеллект, угрозы, информационная безопасность.

Abstract. The paper is devoted to the topical issue of the impact of modern technologies on the digital transformation of the public administration system which allows to provide a new level of services to improve the quality of life of citizens. Purpose of the paper: considering the problems, finding the best ways to solve them taking into account the str ategic tasks of the Russian state and society in the context of digitalization of public administration. Methods. The planned tasks are implemented using general scientific methods (analysis, synthesis). The process of digital transformation of public administration is also considered based on the dialectical method, a justification is given for the need for a phased removal of legal, infrastructural and technical restrictions on the use of digital technologies in public administration, taking into account minimizing the risks of using individual technologies. Results. Today’s Russia has the potential of modern technologies and influence on machine-readable law, it is also justified that it is necessary to form new approaches and scientific justifications for the conceptual position. This structure of strategic planning should be integrated into the system of economic relations based on the use of digital information and communication technologies. Therefore, the digitalization processes will certainly affect the transformation of the Russian law system, including the information technology law .***

Keywords: information society, digital transformation, digital platform, information and telecommunication technologies, public administration, cloud services, digital maturity, artificial intelligence, threats, information security.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-19-22

Правовое регулирование криптоактивов в России и за рубежом

Петров А.С.

Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение сложившегося правового регу­лирования оборота криптоактивов в России и за рубежом. Несмотря на тот факт, что криптовалюты и иные виды криптоактивов получают все большее распространение, долгое время они находились в серой зоне правового регулирования. В связи с этим законодатели большинства стран стремятся устранять данный пробел. При этом единого правового подхода к регулированию данных отношений не выработано. Методы исследования. Использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы правового моделирования и сравнительно-правового исследования. Дискуссия. Результаты анализа различных подходов к регулированию криптоактивов показыва­ют, что государства демонстрируют крайне неоднородное отношение к ним: от полного запрета до установления максимально стимулирующего и мягкого регулирования. В связи с этим выработка оптимальной модели правового регулирования является важнейшей задачей для будущих иссле­дований. Результаты. В статье рассматриваются основные модели и подходы к регулированию криптоактивов, а также даются рекомендации по развитию российского законодательства в дан­ной сфере с учетом иностранного опыта. В результате автор приходит к выводу, что Российская Федерация пошла по пути установления специального комплексного правового регулирования, которое, однако, находится на этапе становления и в настоящий момент во многом носит рамочный и экспериментальный характер.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, блокчейн, криптовалюта, криптоактивы, токе­ны, биткоины, цифровые технологии, правовое регулирование, ценные бумаги, финансовые рынки.

Abstract. Despite the fact that cryptocurrencies and other types of crypto assets are becoming more and more widespread, for a long time they were in a gray zone of legal regulation. In this regard, legislators in most countries are seeking to fill this gap. At the same time, a unified legal approach to the regulation of these relations has not been developed. The purpose of this article is to review the current legal regulation of the circulation of crypto assets in Russia and abroad. Research methods. General scientific methods of analysis and synthesis, as well as special methods of legal modeling and comparative legal research were used. Discussion. Analysis of various approaches to the regulation of crypto assets shows that countries demonstrate an extremely heterogeneous attitude towards them: from the complete ban to the establishment of the most stimulating and soft regulation. In this regard, the development of the optimal model of legal regulation is the most important task for future researches. Results. The article consider the main models and approaches to the regulation of crypto assets, and also provides recommendations for the development of Russian legislation in this area, taking into account foreign experience. As a result, the author comes to the conclusion that Russia has taken the path of establishing a special complex legal regulation, which, however, is in its infancy and has curr ently of a framework and experimental nature.**

Keywords: digital financial assets, blockchain, cryptocurrency, cryptoassets, tokens, bitcoins, digital technologies, legal regulation, securities, capital markets.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-23-25

Перспективы развития цифровых прав человека

Михайличенко И.В.

Аннотация. Цель. В научной статье рассмотрены вопросы, связанные с прогнозировани­ем перспектив развития конституционных прав граждан, нуждающихся в защите в цифровую эпоху. Методы исследования. Автором использовались методы: анализа и синтеза, метод диалектического разви­тия, системного анализа, метод правового моделирования и другие. Результаты. Автором статьи под «циф­ровыми конституционными правами граждан» понимается совокупность закрепленных в нормах Конституции РФ универсальных равных возможностей поведения человека, определяющих порядок осуществления инди­видуальной и совместной деятельности по пользованию цифровыми электронными сервисами, цифровыми технологиями, цифровыми продуктами, порядок гарантирования защиты своих прав в информационном пространстве. Предлагается актуализировать содержание всех существующих и закрепленных конституци­онных прав человека. В этих целях, по мнению автора, необходимо объединение ученых-юристов Российской Федерации и зарубежных стран под эгидой ООН в выработке универсальной концепции развития цифровых конституционных прав человека.

Ключевые слова: права человека, защита цифровых прав, цифровизация, конституционное регулиро­вание, цифровые конституционные права граждан, виды цифровых прав, цифровые электронные сервисы, цифровые технологии, цифровые продукты.

Abstract. Purpose. The scientific article discusses issues related to forecasting the prospects for the development of «digital constitutional rights of citizens» in need of protection. Methods. The author used the following methods: analysis and synthesis, the method of dialectical development, system analysis, the method of legal modeling and others. Results. The author defines «digital constitutional rights of citizens» in a scientific article as a set of universal equal opportunities of human behavior enshrined in the norms of the Constitution of the Russian Federation, defining the procedure for individual and joint activities for the use of digital electronic services, digital technologies, digital products, the procedure for guaranteeing the protection of their rights in the information space. It is proposed to update the content of all existing and enshrined in the Constitution human rights. According to the author, one of the promising directions for the development of digital constitutional human rights in the modern period of the development of scientific knowledge is the association of legal scholars of the Russian Federation and foreign countries in the development of a universal concept for the development of digital constitutional human rights. It is important to carry out this work under the auspices of the United Nations.**

Keywords: human rights, protection of digital human rights, digitalization, constitutional regulation, digital constitutional rights of citizens, types of digital rights, digital electronic services, digital technologies, digital products.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-26-30

Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в правосудие

Незнамов А.В.

Аннотация. Цель статьи состоит в анализе проблематики возможных направлений внедрения тех­нологий искусственного интеллекта (ИИ) в правосудие. В работе исследуются зарубежный и россий­ский опыт, доктринальные источники, а также предлагается авторская концепция относительно условий внедрения технологий ИИ. В работе анализируется существующий эмпирический опыт применения технологий ИИ в Российской Федерации, а также зарубежный опыт, прежде всего Совета Европы, от­носительно законодательных предложений по возможным контурам регулирования применения этой технологии различными юрисдикциями. Методология и методы. Исследование выполнено на основе общенаучных методов системного анализа и синтеза, а также частнонаучных методов юридического толкования и проведения сравнительно-правовых исследований. Сформулированы возможные элемен­ты концепции внедрения технологий ИИ в правосудие. Результаты. В статье представлено авторское видение развития внедрения ИИ в правосудие в ближайшие несколько лет.

Ключевые слова: искусственный интеллект, правосудие, судебная система, Совет Европы, автома­тизация, суд, робот-судья, алгоритмы, алгоритмическое правосудие, цифровизация, информационные технологии, цифровые технологии, цифровое право.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the problems of possible directions for implementing artificial intelligence technologies into justicial system. The paper examines foreign and Russian experience, doctrinal sources, and also offers the author’s concept regarding the conditions for the implementing AI technologies. The paper analyzes the existing empirical experience in the use of artificial intelligence technologies in the Russian Federation, as well as analyzes foreign experience, primarily on the level of the Council of Europe, regarding legislative proposals on possible contours for regulating the use of this technology in various jurisdictions. Methodology and methods. The study, carried out on the basis of general scientific methods of system analysis and synthesis, as well as private scientific methods of legal interpretation, and comparative legal research, formulated possible elements of the concept of introducing artificial intelligence technologies into justice. Results. The author’s vision of the development of AI implementation in justice in the next few years is presented.***

Keywords: artificial intelligence, justice, judicial system, Council of Europe, automation, court, robot judge, algorithms, algorithmic justice, digitalization, information technology, digital technology, digital law.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-31-34

Эволюция правового регулирования эксплуатации беспилотных автомобилей в Российской Федерации

Дейнеко А.Г.

Аннотация. Цель. В статье проанализировано состояние законодательства, регулирующего эксплуатацию беспилотных автомобилей в России, а также перспективы его дальнейшего развития. Выявлены основные теоретические и практические трудности правового регулирования эксплуатации беспилотного транспорта на дорогах общего пользования и предложены пути их преодоления. Рассмотрены этико-правовые и со­циально-экономические последствия повсеместного внедрения беспилотных автомобилей. Материалы и методы исследования. Материалами для исследования послужили действующее законодательство и проекты нормативных правовых актов, подготовленные федеральными органами исполнительной власти. Данное исследование основывается на методе юридического прогнозирования и вносит свой вклад в обще­ственное обсуждение указанных инициатив. Результаты. Исходя из положительных результатов первой фазы правового эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в 2019–2021 гг., можно сделать вывод о целесообразности перехода ко второй фазе эксперимента, в ходе которой будет апробировано передвижение беспилотных автомобилей с их удаленной маршрутизацией и дис­петчеризацией. По результатам второй фазы, запланированной к проведению на 2022–2024 гг., можно будет сделать выводы о необходимости корректировки федерального законодательства. Реализация правового эксперимента не порождает существенных противоречий с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Венской конвенции о безопасности дорожного движения. Вопросы гражданско-правовой и административной ответственности за вред, причиненный при эксплуатации беспи­лотного автомобиля, в целом также можно считать урегулированными. Дискуссия. Требуют дополнительного обсуждения вопросы наступления уголовной ответственности за вред жизни и здоровью, причиненный бес­пилотным автомобилем, поскольку их собственники – юридические лица – не могут быть субъектами уголов­ной ответственности. Необходимо также выработать оптимальную правовую модель защиты персональных данных, накапливаемых и обрабатываемых беспилотными автомобилями в процессе их функционирования.

Ключевые слова: теория права, информационное право, гражданское право, административное право, искусственный интеллект, робототехника, беспилотный транспорт, роботизированный автомобиль, цифрови­зация, экспериментальные правовые режимы, регуляторные песочницы, этика искусственного интеллекта, информационная безопасность, персональные данные, права человека.

Abstract. Purpose. The article will analyze the Russian legislation about the operation of self-driving cars, as well as the prospects for its development. The main theoretical and practical difficulties of legal regulation of the operation of self-driving cars on public roads will be identified. Also the ways to overcome them will be proposed. Attention will also be paid to the ethical, and socio-economic consequences of the widespread introduction of self-driving cars. Methods. The materials for the study were the current legislation and draft regulatory legal acts prepared by Russian federal executive authorities. This study is based on the method of legal forecasting and contributes to the public discussion of these initiatives. Results. Based on the positive results of the first phase of the legal experiment on the operation of self-driving cars on public roads in 2019–2021, it is advisable to move to the second phase of the experiment, in which the movement of self-driving cars with their remote routing and dispatching will be tested. Based on the results of the second phase, scheduled for 2022–2024, it will be possible to draw conclusions about the need to adjust federal legislation. Conducting a legal experiment does not generate significant contradictions with the international obligations of the Russian Federation arising from participation in the Vienna Convention on Road Safety. The issues of civil and administrative liability for damage caused during the operation of self-driving cars can generally be considered settled. Discussion. The issues of criminal liability for harm to life and health caused by self-driving cars require additional discussion, since their owners – legal entities – cannot be subjects of criminal liability. It is also necessary to develop an optimal legal model for the protection of personal data accumulated and processed by self-driving cars during their operation.**

Keywords: theory of law, information law, civil law, administrative law, artificial intelligence, robotics, unmanned vehicles, self-driving cars, digitalization, experimental legal regimes, regulatory sandboxes, AI ethics, information security, personal data, human rights.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-35-38

Правовое обеспечение кибербезопасности как фактор устойчивого развития и реализации ESG-стандартов

Минбалеев А.В.

Аннотация. Цель. Автор в статье поднимает проблему влияния кибербезопасности как важ­нейшего фактора устойчивого развития и реализации ESG-стандартов как на уровне государства, так и отдельных организаций. Методы исследования. Автором использовались методы: анализа и синтеза, метод диалектического развития, системного анализа, сравнительный правовой метод исследования, метод правового моделирования и другие. Результаты. В статье сделан вывод, что важным инструментом реализации ESG-принципов в сфере обеспечения кибербезопасности является формирование отчетов органов власти и организаций о киберустойчивости. Связано это с тем, что орган власти или организация могут показать общественности, что они готовы обеспечить кибербезопасность, следуют современным методам и средствам защиты от киберугроз, серьезно относятся к данной проблеме и рассматривают киберугрозы и риски в качестве первоочередных. Все это обусловливает доверие всех заинтересованных лиц и для органов власти свидетельствует об их цифровой зрелости и обеспечении задач в области информационной безопасности, а для организаций делает их привлекательными для партнеров, создает серьезное конкурентное пре­имущество на рынке. Разработка таких отчетов в организациях позволяет говорить о выработке единых стандартов в этой области, разработке общего языка для внутренних заинтересованных сторон, позволяющего говорить о киберрисках и устойчивости, формировании культуры кибербе­зопасности и заложить основу для принятия обоснованных эффективных киберрешений.

Ключевые слова: безопасность, информационная безопасность, защита информации, инфор­мация, информационная сфера, информационное общество, информационные угрозы, кибербе­зопасность, киберустойчивость, киберугрозы, риски, угрозы, методы защиты информации, отчет, отчет о киберугрозах.

Abstract. Purpose. The author in the article raises the problem of the impact of cybersecurity as the most important factor of sustainable development and implementation of ESG standards both at the level of the state and individual organizations. Methods. The author used the following methods: analysis and synthesis, dialectical development method, system analysis, comparative legal research method, legal modeling method and others. Results. The article concludes that an important tool for the implementation of ESG principles in the field of cybersecurity is the formation of reports of authorities and organizations on cyber resilience. This is due to the fact that an authority or organization can show the public that they are ready to ensure cybersecurity, follow modern methods and means of protection against cyber threats, take this problem seriously and consider cyber threats and risks as a priority. All this ensures the trust of all interested parties and for the authorities indicates their digital maturity and ensuring the tasks of ensuring information security, and for organizations makes them attractive to partners, creates a serious competitive advantage in the market. The development of such reports in organizations allows us to talk about the development of uniform standards in this area, the development of a common language for internal stakeholders that allows us to talk about cyber risks and sustainability, the formation of a cybersecurity culture and lay the foundation for making informed effective cyber decisions. ***

Keywords: security, information security, information protection, information, information sphere, information society, information threats, cybersecurity, cyber resilience, cyber threats, risks, threats, methods of information protection, report, report on cyber threats.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-39-42

Перспективы развития международного информационного права

К.С. Евсиков

Аннотация. Цель. Статья посвящена вопросам развития и формирования международного информационного права в России. Автором использовались методы: эмпирического анализа, на­учной идеализации, систематизации, правового моделирования, построения гипотез. Результаты. Результаты анализа правоприменительной практики показывают, что тренд глобализации не всегда учитывается национальными органами публичной власти. В статье предложена гипотеза, что при­чиной данной ситуации является отсутствие должного внимания к актам международного права в информационном праве России. Для преодоления существующей проблемы обосновывается необходимость в междисциплинарном научном направлении исследований, систематизирующем нормы международного информационного права. В статье предлагается его структура на основе логических принципов классификации. Обосновывается необходимость рассмотрения междуна­родного информационного права как отрасли международного публичного права и института ин­формационного права.

Ключевые слова: блогер, информационное право, информационная безопасность, свобода слова, цифровые права, международное право, международное публичное право, международное интернет-право, международное информационное право, международное цифровое право, между­народная информационная безопасность, право на доступ к информации, право на Интернет.

Abstract. Purpose. The article is devoted to the development and formation of international information law in Russia. The author used the following methods: empirical analysis, scientific idealization, systematization, legal modeling, hypothesis building. Results. The analysis of law enforcement practice shows that the trend of globalization is not always taken into account by national public authorities. The article suggests the hypothesis that the reason for this situation is the lack of due attention to the acts of international law in the information law of Russia. In order to overcome the existing problem, the need for an interdisciplinary scientific research direction systematizing the norms of international information law is justified. The article suggests its structure based on the logical principles of classification. The necessity of considering international information law as a branch of public international law and the institute of information law is substantiated.**

Keywords: blogger, information law, information security, freedom of speech, digital rights, international law, international public law, international internet law, international information law, international digital law, international information security, right to the information, right to the Internet.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-43-47

Обзор VII Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2021)

Перепелица Е.В.

Аннотация. 28 октября 2021 года в Минске прошла VII Международная научно-практическая конфе­ренция «Информационные технологии и право (Правовая информатизация – 2021)», которая была органи­зована Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, Кафедрой ЮНЕСКО по ин­формационным технологиям и праву Национального центра правовой информации Республики Беларусь совместно с Верховным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь, Белорусской республиканской коллегией адвокатов, Белорусской нотариальной палатой, Национальной библиотекой Беларуси, юридическим факультетом Белорусского государственного университета. В рамках конференции состоялись пленарное заседание и 5 секционных заседаний. Форум собрал более 300 пред­ставителей экспертного и научного сообщества. В числе спикеров и участников мероприятия – 30 док­торов и 60 кандидатов наук, руководителей и представителей государственных органов и организаций, общественных объединений и научных организаций, учреждений образования из Республики Беларусь, Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики. На конференции были обсуждены общемировые закономерности и тенденции развития информационного общества, проблемы цифровизации правовой сферы, внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику государственного управле­ния. Особое внимание было уделено развитию искусственного интеллекта, перспективам его применения в правоотношениях, характеристике национальных систем доступа к правовой информации как неотъем­лемого элемента, обеспечивающего эффективное функционирование государства и правовой системы в условиях нового технологического уклада, информационной безопасности, а также применению инфор­мационных технологий в судопроизводстве, в деятельности адвокатуры и нотариата, внедрению новейших технологий в юридическое образование.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, интернет-отношения, информатизация, цифро­визация, искусственный интеллект, информационная безопасность, киберугрозы, электронное государство, цифровые права, электронное правосудие, персональные данные, нормотворчество.

Abstract. On October 28, 2021 the VII International Scientific and Practical Conference «Information Technologies and Law (Legal Informatization – 2021)», which was organized by the National Center of Legal Information of the Republic of Belarus, the UNESCO Chair in Information Technologies and Law of the National Center of Legal Information of the Republic of Belarus together with the Supreme Court of the Republic of Belarus, Ministry of Justice of the Republic of Belarus, Belarusian National Bar Association, Belarusian Notary Chamber, National Library of Belarus, Law Faculty of the Belarusian State University was held in Minsk. The conference included a plenary meeting and five sectional meetings. The forum brought together over 300 representatives of the expert and scientific community. Among the speakers and participants of the event – 30 doctors and 60 candidates of science, heads and representatives of state bodies and organizations, public associations and scientific organizations, educational institutions from the Republic of Belarus, the Russian Federation, the People’s Republic of China, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia, the Republic of Uzbekistan, the Azerbaijan Republic. The conference discussed global patterns and trends in the development of the information society, problems of digitalization of the legal sphere, introduction of information and communication technologies into the practice of public administration. Particular attention was paid to the development of artificial intelligence, the prospects for its application in legal relations, characteristics of national systems of access to legal information as an integral element that ensures the effective functioning of the state and legal system in the conditions of new technological order, information security, as well as the application of information technologies in judicial proceedings, in advocacy and notary activities, introduction of the newest technologies in legal education.**

Keywords: scientific and practical conference, internet relations, informatization, digitalization, artificial intelligence, information security, cyber threats, e-government, digital rights, e-justice, personal data, norm-making.

 

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-1-48-56

Об информационной войне-2022 и первоочередных правовых мерах по ее ограничению

Лопатин В.Н.

Аннотация. Статья подготовлена на основе доклада автора на круглом столе «Давление на российские СМИ и другие факты информационной войны-2022. Чем может ответить гражданское общество?», проведенном в Общественной палате Российской Федерации 2 марта 2022 года Комиссией Общественной палаты РФ по раз­витию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций в очном и онлайн-формате с участием ведущих телерадиокомпаний и информагентств. Целью доклада и публикации является выявление проблем­ных вопросов нормативного и правового регулирования сферы обеспечения международной информационной безопасности и выработка предложений по их возможному решению. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе сравнительного правового и исторического анализа правовых документов, содержащих сведения о такой информации и ответственности за их распространение. Использовалась совокуп­ность диалектического, формального и системного методов исследования, а также информационный подход. Результаты. Дана оценка современной фазы информационной войны, выявлены некоторые проблемные вопро­сы в правовом регулировании деятельности основных субъектов реализации государственной политики в обла­сти международной информационной безопасности из числа государственных органов, а также недостатки при осуществлении ими предоставленных полномочий в этой сфере. С учетом результатов проведенного анализа автор делает вывод, что для успеха специальной военной операции на Донбассе следует переходить от обороны к наступлению на фронтах войны информационной. Дискуссия. В этих целях он предлагает в качестве перво­очередных мер внести законодательные изменения в порядок ограничения доступа к информационным ресур­сам в сети Интернет с учетом необходимости дифференцированного подхода в части мониторинга ресурсов с вредной информацией и последующего участия Роскомнадзора и Генерального прокурора России; направ­лять предупреждения / уведомления в компетентные органы иностранных государств и в органы – депозитарии международных договоров в области информационной безопасности и защиты прав человека о фактах и источ­никах распространении вредной и запрещенной к обороту информации, за которую предусмотрена междуна­родно-правовая и уголовная ответственность; рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст. 39.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», более активное, наступательное и эффективное принятие мер по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах СНГ и ЕАЭС, а также в иностранных и международных судах, в том числе в Международном суде ООН, Международном уголовном суде в Гааге, в Европейском Суде по правам человека по делам о преступлениях на территории ДНР, ЛНР и Украины, предусмотренных междуна­родными договорами, в том числе в информационной сфере.

Ключевые слова: информационная война, пропаганда ненависти, вражды и насилия, вредная информация, запрещенная к обороту информация, сеть Интернет, международная информационная безопасность, государствен­ные органы, Минцифры России, Роскомнадзор, Генпрокуратура, ДНР, ЛНР, Украина, Россия, международный суд.

Abstract. The article was prepared on the basis of the author’s report at the round table «Pressure on the Russian media and other facts of the information war-2022. How can civil society respond?», held at the Public Chamber of the Russian Federation on March 2, 2022 by the Commission of the Public Chamber of the Russian Federation for the Development of the Information Community, Mass Media and Mass Communications in face-to-face and online format with the participation of leading TV and radio companies and news agencies. The purpose of the report and publication is to identify problematic issues of regulatory and legal regulation of the sphere of ensuring international information security and to develop proposals for their possible solution. Materials and methods of research. The study was conducted on the basis of a comparative legal and historical analysis of legal documents containing information about such information and responsibility for their dissemination. A combination of dialectical, formal and systematic research methods, as well as an information approach, was used. Results. The assessment of the current phase of the information war is given, some problematic issues in the legal regulation of the activities of the main subjects of the implementation of state policy in the field of international information security from among state bodies are identified, as well as shortcomings in the exercise of their powers in this area. Taking into account the results of the analysis, the author concludes that for the success of a special military operation in the Donbas, it is necessary to move from defense to offensive on the fronts of the information war. Discussion. To this end, he proposes, as priority measures, to introduce legislative changes to the procedure for restricting access to information resources on the Internet, taking into account the need for a differentiated approach in terms of monitoring resources with harmful information and the subsequent participation of Roskomnadzor and the Prosecutor General of Russia; to send warnings/notifications to the competent authorities of foreign states and to the depository bodies of international treaties; to recommend to the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, within the framework of the exercise of the powers provided for in Article 39.1 of the Federal Law «On the Prosecutor’s Office of the Russian Federation», more active, offensive and effective measures to ensure representation and protection of the interests of the Russian Federation in interstate bodies of the CIS and the EAEU, as well as in foreign and international courts, including the International Court of Justice of the United Nations, the International Criminal Court in The Hague, the European Court of Human Rights in cases of crimes on the territory of the DPR, LPR and Ukraine provided for by international treaties, including in the information sphere.**

Keywords: information war, propaganda of hatred, enmity and violence, harmful information, prohibited information, Internet, international information security, government agencies, the Ministry of Finance of Russia, Roskomnadzor, Prosecutor General’s Office, DNR, LNR, Ukraine, Russia, International Court of Justice.

 

 

 

XIII Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

© журнал "Информационное право", 2005—2021

Professional Joomla Templates - 888 Poker Review