Информационное право №4 - 2022

Печать

 

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-4-7

Понятие и природа цифрового права

 Минбалеев А.В.

Аннотация. Статья посвящена исследованию природы цифрового права. Анализируются различные подходы к пониманию цифрового права. Методология: диалектика, анализ, формально-юридический метод. Результаты. Автор приходит к выводу, что в первую очередь цифровое право - это система правовых норм, обеспечивающих развитие принципиально новой сферы общественных отношений - системы общественных отношений в цифровой среде. С этой точки зрения цифровое право можно в какой-то мере противопоставить праву, регулирующему отношения в «офлайн-среде» (нецифровой). Для цифрового права как метарегулятора цифровой среды характерны уникальное переплетение и взаимодействие правовых и иных регуляторов цифровой среды, их взаимопроникновение и взаимовлияние, формирование специфических симбиотических регуляторных связей. Также цифровое право может быть рассмотрено и в классическом его понимании как элемент системы российского права. С этой позиции оно представляет собой комплексный правовой институт в системе информационного права, имеющий все основания для развития в ключевую подотрасль информационного права. Сделан ряд выводов о необходимости развития цифрового законодательства и перспективах его систематизации, в том числе кодификации.

Ключевые слова: информационное право, информационные технологии, искусственный интеллект, цифровизация, цифровая трансформация, цифровое право, цифровая среда, цифровые технологии.

Abstract. The article is devoted to the study of the nature of digital law. Various approaches to understanding digital law are analyzed. Methodology: dialectics, analysis, formal legal method. Results: The author comes to the conclusion that, first of all, digital law is a system of legal norms that ensure the development of a fundamentally new sphere of public relations - the system of public relations in the digital environment. From this point of view, digital law can be to some extent opposed to the law regulating relations in the «offline environment» (non-digital). Digital law as a meta-regulator of the digital environment is characterized by a unique interweaving and interaction of legal and other regulators of the digital environment, their interpenetration and mutual influence, the formation of specific symbiotic regulatory relationships. Digital law can also be considered in its classical sense as an element of the system of Russian law. From this position, it is a complex legal institution in the system of information law, which has every reason to develop into a key sub-branch of information law. A number of conclusions are made about the need for the development of digital legislation and the prospects for its systematization, including codification."*

Keywords: information law, information technology, artificial

 

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-8-13

Родь государственных информационных систем в цифровой трансформации форм реализации права

 Амелин Р.В.

 Аннотация. Цель. В данной статье рассмотрены основные направления воздействия цифровых (информационных) технологий на формы реализации права. Методология. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики, аналитический метод. Результаты. Показано, что с широким распространением информационных систем, в том числе государственных информационных систем, обладающих свойствами безальтернативности и официального признания, они становятся важной частью механизма правоприменения. Они используются как для установления и квалификации юридических фактов, так и для порождения новых юридических фактов, в том числе подготовки правоприменительных предписаний. При этом в ряде случаев должностные лица уполномоченных органов, от лица которых формально принимается решение, фактически не имеют возможности повлиять на него. Показано, что в современных реалиях информационные системы оказывают также влияние на использование (осуществление) субъективных прав, корректируя действия субъекта в соответствии со своими алгоритмами, независимо или даже вопреки его воле. Выделены сценарии воздействия информационных систем на реализацию права, требующие отражения в законодательстве.

Ключевые слова: трансформация права, формы реализации права, правоприменение, государственные информационные системы, информационное право, искусственный интеллект, цифровая трансформация.

Abstract. Purpose. This paper discusses the main directions of the impact of digital (information)

technologies on the forms of implementation of law. Methodology. General scientific methods were used: the dialectical method, the methods of formal logic, the analytical method. Results. The author finds that with the widespread use of information systems, including state information systems, which have the properties of non-alternativeness and official recognition, they become an important part of the law enforcement mechanism. They are used both to establish and qualify legal facts, and to generate new legal facts, including the preparation of law enforcement prescriptions. At the same time, in a number of cases, officials of authorized bodies, on whose behalf a decision is formally made, actually do not have the opportunity to influence it. The authors shows that in modern realities, information systems also influence the use (exercise) of subjective rights, correcting the actions of the subject in accordance with their algorithms, independently or even against his will. The author identifies scenarios for the impact of information systems on the implementation of the law, which require reflection in the legislation."*

Keywords: transformation of law, forms of implementation of law, use of law, state information systems, information law, artificial intelligence, digital transformation.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВО

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-14-17

Информационно-правовое обеспечение технологического суверенитета

 Ефремов АЛ.'

Аннотация. Цель. Санкционное давление на российскую экономику и уход с российского рынка крупнейших IT-компаний делают актуальным обеспечение технологической независимости страны и ее технологического развития. Одновременно в документах стратегического планирования РФ и научных исследованиях появляется такая категория, как технологический суверенитет. В этих условиях необходимо выявить соотношение данных категорий и разработать информационно-правовой механизм обеспечения технологического развития. Методология. Исследование проведено на основе общенаучных методов анализа и синтеза, а также таких специальных методов, как сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный анализ. Разработка рекомендаций основана на методе правового моделирования. Результаты. На основе проведенного анализа обоснован комплекс рекомендаций, направленных на реализацию государственного суверенитета для обеспечения технологического развития и технологической независимости Российской Федерации.

Ключевые слова: информационно-правовое обеспечение, информационный суверенитет, технологическая независимость, технологический суверенитет, технологическое развитие, цифровой суверенитет.

Abstract. Purpose. The sanctions pressure on the Russian economy and the withdrawal of the largest IT companies from the Russian market make it urgent to ensure the technological independence of the country and its technological development. At the same time, such a category as technological sovereignty appears in the strategic planning documents of the Russian Federation and in the scientific research. Under these conditions, it is necessary to identify the relationship between these categories and develop an information and legal mechanism for ensuring technological development. Methods. The study was carried out on the basis of general scientific methods of analysis and synthesis, as well as such special methods as comparative legal, formal legal, functional analysis. The recommendations are based on the method of legal modeling. Results. Based on the analysis carried out, a set of recommendations aimed at the implementation of state sovereignty to ensure technological development and technological independence of the Russian Federation is substantiated."

 

Keywords: information law support, information sovereignty, technological independence, technological sovereignty, technological development, digital sovereignty.

 

 

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-18-29

 Предпосылки и проблемы перехода к повсеместному использованию искусственного интеллекта в России

 Аннотация. Цель исследования. Статья посвящена анализу предпосылок и проблем перехода к повсеместному использованию искусственного интеллекта в России в условиях системной трансформации современного общества и перехода к цифровой экономике. Результаты анализа показали, что у большинства современных людей остаются внутренние барьеры, мешающие активно внедрять и ежедневно использовать инновационные технологии, связанные с искусственным интеллектом. Многие компании ждут переломного момента, когда будут созданы комфортные условия для того, чтобы предприятия и граждане использовали продукты и услуги с применением технологий искусственного интеллекта и начали массовую цифровую трансформацию. В данной статье дана характеристика текущей ситуации на рынке технологий в России и в мире с учетом основных препятствий и рисков, связанных с массовым внедрением искусственного интеллекта. Материалы и методы исследования. Проведен аналитический обзор, основанный на сравнительном анализе зарубежных и российских разработок и решений на рынке с успешными примерами известных компаний и наличия базовых нормативно-правовых актов государственного регулирования, включая собственный опыт использования современных технологий искусственного интеллекта. Результаты. Выявлены проблемы и ограничения для массового использования искусственного интеллекта на примере мировых и отечественных разработок и нормативных правовых документов в современных условиях. Основной составляющей искусственного интеллекта являются данные, которые с каждым днем растут экспоненциально и требуют ежедневного применения вычислительных мощностей и новых методов обработки информации в помощь каждому человеку в его повседневной жизни. Сделаны выводы о наличии основных предпосылок цифровой трансформации экономики, необходимости развития научного потенциала и массового внедрения искусственного интеллекта с целью повышения эффективности труда и роста благосостояния населения при реализации концепции «Индустрия 5.0». Цифровая трансформация экономики будет происходить еще быстрее и интенсивнее с годами, а внедрение технологий искусственного интеллекта здесь и сейчас стало уже реальной необходимостью.

Ключевые слова: цифровая трансформация, искусственный интеллект, цифровизация, большие данные, четвертая промышленная революция, «Индустрия 5.0», нейронные сети, программное обеспечение, машинное обучение, информационная безопасность, экосистема, персональные данные.

Abstract. Purpose. The article analyzes the priorities and problems of the transition to the widespread use of artificial intelligence in Russia in the context of the systemic transformation of a modern society based on knowledge, information and innovation. The analysis showed that most modern people still have internal barriers impeding the implementation and use of Al-related innovative technologies in daily life. Many companies are waiting for a transformative moment, when comfortable conditions are created for businesses and individuals to start using Al technology-based products and services, and initiate a massive digital transformation. This article comprises an analysis and a description of the current Russian and global markets, key obstacles, and risks. Results. The article comprises a detailed analysis of the major obstacles and limitations for artificial intelligence mass use on the example of existing global and domestic know-how, regulations, and technological capacities. The main component of artificial intelligence is data, which grows exponentially every day, and it requires the use of computing power and new methods of data processing, to be helpful in daily life. The article provides findings on the main prerequisites for the economy’s digital transformation, the need to develop scientific potential, and the massive implementation of artificial intelligence for labor efficiency and public welfare improvement. In its evolution, humanity is on the verge of another rapid development associated with the challenges of the fourth industrial revolution and the transition to the concept of «Industry 5.0». The speed and intensity of digital transformation of the economy will intensify over the years, thus, the implementation of Al technologies has become a real need."

Keywords: digital transformation, artificial intelligence, digitalization, big data, the fourth industrial revolution, «Industry 5.0», neural networks, source software, machine learning, information security, ecosystem, personal data.

 

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-30-33

Цифровое профилирование: новые возможности и угрозы в сфере частной жизни

Попова Т.В.

Аннотация. Цель. В статье рассматриваются возможности и угрозы частной жизни человека в связи с введением в Российской Федерации цифрового профилирования граждан. Методология: анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Результаты. Проведен анализ подходов к определению цифрового профиля, рассмотрен ряд законопроектов, которые предусматривают возможность регулирования отношений, возникающих в связи с использованием профилирования. Приведено определение инфраструктуры цифрового профиля. Раскрыто содержание сведений, образующих цифровой профиль гражданина, в том числе сведений, относящихся к «чувствительной информации», несанкционированное распространение и использование которой способно нанести ущерб человеку. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время профилирование не является инструментом управления данными, а сведения, содержащиеся в официальных информационных системах, не дают оценки индивидуальным характеристикам субъекта, но чем больше персональных данных подвержены обработке, тем выше рискугрозы неприкосновенности частной жизни, личной информации, возможность дискриминации. Основой правового регулирования цифрового профиля должны стать гарантии прав человека при обработке его данных. Выявлена необходимость получения отдельного согласия на обработку персональных данных для целей профилирования, с одновременным информированием о целях, действиях, последствиях, праве на обжалование, а также создания механизма ограничения объема предоставления данных, в минимальном наборе сведений, необходимого только для совершения конкретной операции, оказания услуги.

Ключевые слова: информационное право, инфраструктура цифрового профиля, неприкосновенность частной жизни, персональные данные, права человека, цифровое право, цифровой профиль.

 

Abstract. Purpose. The article examines the possibilities and threats to human privacy in connection with the introduction of digital profiling of citizens in the Russian Federation. Methodology: analysis, synthesis, comparative legal, formal legal. Results. The analysis of approaches to the definition of a digital profile is carried out, a number of draft laws are considered that provide for the possibility of regulating relationsarising in connection with the use of profiling. The definition of the digital profile infrastructure is given. The content of information forming a digital profile of a citizen, including information related to «sensitive information», the unauthorized distribution and use of which can cause harm to a person, is disclosed. The author comes to the conclusion that currently profiling is not a data management tool, and the information contained in official information systems does not assess the individual characteristics of the subject, but the more personal data are subject to processing, the higher the risk of threats to privacy, personal information, the possibility of discrimination. The basis of legal regulation of the digital profile should be guarantees of human rights when processing its data. The necessity of obtaining a separate consent to the processing of personal data for profiling purposes, with simultaneous information about the goals, actions, consequences, the right to appeal, as well as the creation of a mechanism to limit the amount of data provided, in the minimum set of information necessary only for a specific operation, the provision of services."

Keywords: information law, digital profile infrastructure, privacy, personal data, human rights, digital law, digital profile.

 

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-34-37

Персональные данные в понятийном аппарате цифровой экономики

 Строкова П. С.

 Аннотация. Цель. Персональные данные представляют собой информацию о частной жизни лица, информацию ограниченного доступа, охрана, защита и безопасность которой гарантирована государством на конституционном уровне. Вместе с тем развитие цифровой экономики, хозяйственная деятельность субъектов которой использует данные в цифровом виде в качестве ключевого фактора производства, ставит необходимость совершенствования понятийно-категориального аппарата в области данных с тем, чтобы соблюсти баланс между заинтересованностью предпринимательского сообщества в получении и обработке больших объемов данных, в том числе персональных, и интересами граждан в сохранении состояния защищенности информации об их частной жизни. Методы исследования. В основе исследования лежит метод изучения сведений в хронологическом порядке и их обобщение, метод индукции, дедукции и анализа. Результаты. Проанализированы особенности развития легально закрепленного понятийного аппарата в области данных, в том числе персональных. Проанализированы новые термины и предложения по их толкованию, сформулированные субъектами законодательной инициативы. Сделаны выводы о положительных и отрицательных сторонах предлагаемого толкования. Необходимость изменения концептуального подхода к трактовке понятия «персональные данные» обоснована существованием барьеров для организации рынка и оборота данных.

Ключевые слова: информация, информационное право, информационные технологии, информационное общество, цифровая экономика, персональные данные, большие данные.

Abstract. Purpose. Personal data is information about a person’s private life, restricted access information, the protection, protection and security of which is guaranteed by the State at the constitutional level. At the same time, the development of the digital economy, the economic activity of the subjects of which uses data in digital form as a key factor of production, makes it necessary to improve the conceptual and categorical apparatus in the field of data in order to maintain a balance between the interest of the business community in obtaining and processing large amounts of data, including personal, and the interests of citizens in preserving the state of security of information about their private life. Research methods. The research is based on the method of studying information in chronological order and their generalization, the method of induction, deduction and analysis. Results. The features of the development of a legally fixed conceptual apparatus in the field of data, including personal data, are analyzed. The new terms and proposals for their interpretation formulated by the subjects of the legislative initiative are analyzed. Conclusions are drawn about the positive and negative sides of the proposed interpretation. The necessity of changing the conceptual approach to the interpretation of the concept of «personal data» is justified by the creation of barriers to the organization of the market and data turnover."

Keywords: information, information law, information technology, information society, digital economy, personal data, big data.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-38-40

Вопросы правого обеспечения информационной безопасности в контексте развития цифровых сервисов

 Камалова Г. Г.

 Аннотация. Целью работы является анализ проблем правового регулирования цифровых сервисов в сфере обеспечения информационной безопасности с учетом перспектив развития сервисной модели защиты информации в организациях. Методология. Методологической основой является комплексное использование общенаучных методов системного анализа (анализ, описание и обобщение). Результаты. В статье проанализированы понятие цифрового сервиса и его взаимосвязь с цифровыми платформами и новыми бизнес-моделями в практике защиты информации. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости усиления требований к информационной безопасности цифровых сервисов. Автор предлагает рассматривать цифровой сервис с позиций информационного права как способ предоставления определенной информации в цифровой форме, основанной на удаленном доступе посредством использования информационно-коммуникационной сети Интернет к функционалу информационных систем, реализованных на определенной цифровой платформе.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые данные, цифровые технологии, персональные данные, цифровые сервисы, сервисная модель, информационная безопасность, информационное право, кибербезопасность.

Abstract. Purpose. The purpose of the work is: to consider the problems of legal regulation of digital services in the field of information security in the context of the development of prospects for the service model of information protection in organizations. The author notes that the field of information security is experiencing another round of development, which requires adequate development of legislation. Methods. The methodological basis is the complex use of general scientific methods of system analysis (analysis, description and generalization). Results. As a result of the study, it was concluded that it is necessary to strengthen the requirements for information security of digital services. The author notes that a digital service from the standpoint of information law can be defined as away to provide certain information in digital form, based on remote access through the use of the Internet information and communication network to the functionality of information systems implemented on a specific digital platform."

Keywords: digitalization, digital data, digital technologies, personal data, digital services, service model, information security, information law, cybersecurity.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-41 -44

Правовые аспекты создания и использования реестра «токсичного» контента

 Смирнов АЛ.'

 Аннотация. Цель. В статье рассмотрены правовые аспекты создания и реестра «токсичного» контента. Методология. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, аналитический метод, метод аналогии, а также сравнительно-правовой метод. Результаты. Автор обосновывает значимость противодействия негативному контенту в сети Интернет как одной из задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Проанализирован правовой режим негативной информации в российском законодательстве, изложен перечень основных видов негативных сведений, представляющих угрозу информационно-психологической безопасности. Рассмотрены история выдвижения и сущность инициативы создания реестра «токсичного» контента, проанализированы организационно-правовые проблемы ее реализации. Обоснованы положительная правовая оценка инициативы создания реестра «токсичного» контента и предложения по ее осуществлению в жизнь.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-психологическая безопасность, вредная информация, «токсичный» контент, реестр, Интернет, социальные сети.

 

Abstract. Purpose. The article discusses the legal aspects of creating and registering «toxic» content. Methodology. General scientific methods were used: dialectical method, analytical method, analogy method, as well as comparative legal method. Results. The author substantiates the importance of countering negative content on the Internet as one of the tasks of ensuring the information security of the Russian Federation. The legal regime of negative information in the Russian legislation is analyzed, a list of the main types of negative information that pose a threat to information and psychological security is presented. The history of the nomination and the essence of the initiative to create a registry of «toxic» content is considered, the organizational and legal problems of its implementation are analyzed. There was a positive legal assessment of the initiative to create a registry of «toxic» content and proposals for its implementation."*

Keywords: information security, information and psychological security, harmful information, «toxic» content, registry, Internet, social networks.

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 DOI: 10.55291/1999-480Х-2022-4-45-48

Цифровой социальный юрист

 Лопатин В.Н.

Аннотация. Статья подготовлена на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70486- 2022 Единая технология «Цифровой социальный юрист», разработанного по инициативе и заказу ФСС РФ впервые в РНИИИС, где автор был руководителем и непосредственным участником разработки этого стандарта. Целью публикации является популяризация основных положений стандарта, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта № 1360-ст от 23 ноября 2022 г с 1 января 2023 года. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на основе сравнительного анализа правовых документов и правоприменительной практики, содержащих сведения о такой деятельности с применением технологий электронного документооборота и искусственного интеллекта. Использовалась совокупность диалектического, формального и системного методов исследования, а также информационный подход. Результаты. Дана оценка актуальности принятия стандарта, приведена его структура и основные положения, раскрывающие механизмы использования единой технологии «Цифровой социальный юрист» для целей автоматизации процессов правового обеспечения государственных услуг в сфере социального страхования на основе электронного документооборота и обеспечения единства правовой среды как условия надлежащего исполнения всеми участниками экосистемы норм законодательства при реализации гарантий и прав в сфере социального страхования и социального обеспечения. Дискуссия. Ожидается выявление практических проблемных вопросов, требующих дальнейшей проработки при использовании стандарта в рамках реализации поручения Правительства РФ о подготовке до 31 марта 2023 года предложений по установлению в Российской Федерации экспериментально-правового режима «Цифровой социальный юрист».

Ключевые слова: электронный документооборот, искусственный интеллект, государственные услуги, досудебное урегулирование, социальное обеспечение, федеральная государственная информационная система (ФГИС), единая цифровая платформа (ЕЦП), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Abstract. The article was prepared on the basis of the national standard of the Russian Federation GOST R70486- 2022 Unified Technology «Digital Social Lawyer», developed on the initiative and by order of the FSS of the Russian Federation for the first time at the RNIIIS, where the author was the head and direct participant in the development of this standard. The purpose of the publication is to popularize the main provisions of the standard adopted and put into effect by Rosstandart Order No. 1360-st dated 23.11.2022 from January 1,2023. Materials and methods of research. The study was conducted on the basis of comparative legal documents and law enforcement practice, containing information about such activities using electronic document management and artificial intelligence technologies. A combination of dialectical, formal and systematic research methods, as well as an information approach, was used. Results. The relevance of the adoption of the standard is assessed, its structure and main provisions are given, revealing the mechanisms of using the unified technology «Digital Social Lawyer» for the purpose of automating the processes of legal provision of public services in the field of social insurance on the basis of electronic document management and ensuring the unity of the legal environment as a condition for the proper implementation by all participants of the ecosystem of the norms of legislation in the implementation of guarantees and rights in the field of social insurance social insurance and social security. Discussion. Identification of practical problematic issues that require further study when using the standard as part of the implementation of the instruction of the Government of the Russian Federation on the preparation of proposals for the establishment of an experimental legal regime in the Russian Federation «Digital Social Lawyer» by March 31,2023."

Keywords: electronic document management, artificial intelligence, public services, pre-trial settlement, social security, federal state Information system (GIS), unified Digital Platform (EDS), FIU, FSS of the Russian Federation.

XIII Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

© журнал "Информационное право", 2005—2021

Professional Joomla Templates - 888 Poker Review